"Формула-1" отмечает 75-летие: история автоспорта и лучшие гонщики
15.05.2025, 6:09:,
(источник: Autonews)
Все АвтоНовости.

Ровно 75 лет назад на британской трассе "Сильверстоун" состоялся дебют чемпионата "Формула-1". Autonews.ru вспомнил самые интересные факты из истории королевских гонок
Что такое
История
Лучшие гонщики
Интересные факты
Что такое "Формула-1"
"Формула-1" — это один из самых зрелищных видов автоспорта, представляющий собой международные гонки на одноместных спортивных машинах с открытыми колесами. Они называются болидами и способны развивать скорость более 300 км/ч.
Мировой чемпионат проводится ежегодно и состоит из нескольких этапов — серий Гран-при. Организацией гонок занимается Международная автомобильная федерация (FIA), а коммерческую сторону контролирует холдинг Formula One Group, объединяющий несколько крупных компаний. Для обеспечения единых стандартов в "Формуле-1" FIA разработала специальный технический регламент.
В международных гонках, помимо пилотов, соревнуются и команды, задача которых не только нанять опытного гонщика, но и полностью спроектировать и построить болид с нуля. То есть каждая команда выступает на болидах собственного производства и обеспечивает их техническое обслуживание.
"Формула-1" считается самой престижной гоночной серией в мире и вершиной карьеры для большинства гонщиков, поэтому ее нередко называют "королевой автоспорта", "вершиной автоспорта", королевскими гонками и так далее.
История "Формулы-1"
Предпосылки к созданию "Формулы-1" возникли еще в 1920-х годах, когда в Европе начали проводить масштабные соревнования — Гран-при. Тогда скорость 100 км/ч считалась невероятной, что привлекало внимание десятков тысяч зрителей. В 1930-х годах был организован чемпионат Европы, ставший прообразом современной "Формулы-1".
Регламент для будущего чемпионата был разработан до Второй мировой войны, но планы пришлось отложить. FIA опубликовала правила "Формулы-1" в 1946 году, а первая гонка прошла на трассе "Сильверстоун" в Великобритании в 1950 году. Победу в чемпионате тогда одержал гонщик Alfa Romeo — итальянец Джузеппе Фарина. Интересно, что с 1958 по 1969 год титулы чемпионов мира выигрывали только англоговорящие пилоты — из Великобритании, Австралии, Новой Зеландии и США.
Гоночные болиды середины XX века сильно отличались от современных. Инновации внедрялись постепенно. Например, в 1959 году инженеры команды "Купер" установили задний мотор, благодаря чему их болид дважды занял первое место в общем зачете. Вскоре все машины "Формулы-1" стали заднемоторными.
В 1958 году в чемпионате появился второй титул: начали награждать не только гонщика, но и команду, создавшую самый быстрый болид. Позже этот титул стал называться Кубком конструкторов. С этого момента и началась настоящая гонка за скорость.
В конце 1960-х правила чемпионата изменились: мощность двигателей разрешили увеличить почти в два раза, но трассы и система безопасности остались на прежнем уровне. Это было время контрастов: с одной стороны, царила особая атмосфера товарищества — гонщики и их семьи дружили, вместе отдыхали и путешествовали. С другой — стремительный прогресс в скорости и технологиях опережал развитие безопасности, что слишком часто приводило к трагедиям на трассе.
В это же время на болидах стали появляться первые рекламные наклейки. Поступающие от спонсоров деньги позволяли делать автомобили еще быстрее, что тоже увеличивало риски.
В конце 1960-х стремительный прогресс в скорости и технологиях опережал развитие безопасности, что слишком часто приводило к трагедиям на трассе (Фото: Sutton Motorsport Images / Imagestate / Global Look Press)
Настоящий технический прорыв в "Формуле-1" произошел в 1970-х. Одна из сильнейших команд Lotus первой применила авиационные технологии, что позволило значительно улучшить прохождение поворотов. В 1980-х появились антикрылья, которые увеличивали прижимную силу, помогая машинам крепче "держаться" за трассу. Это не только повысило безопасность (раньше многие аварии происходили как раз из-за потери сцепления в поворотах), но и позволило гонщикам быстрее проходить трассу.
Затем последовали и другие технические инновации: совершенствовалась конструкция машин, появились турбированные двигатели, добавлялись новые аэродинамические элементы. Каждое такое усовершенствование делало болиды быстрее и технологичнее.
Настоящий технический прорыв в "Формуле-1" произошел в 1970-х — совершенствовалась конструкция машин, появились турбированные двигатели, добавлялись новые аэродинамические элементы (Фото: Sutton Motorsport Images / Imagestate / Global Look Press)
1980–1990-е годы по праву считаются золотой эпохой "Формулы-1". В этот период сформировалась плеяда легендарных команд — Ferrari, McLaren, Williams, Lotus и Benetton задавали тон в чемпионате. Но настоящими символами эпохи стали гонщики: яростное соперничество Айртона Сенны и Алена Проста навсегда вписано в историю автоспорта. Их эпическая борьба продолжалась до 1993 года, когда Прост завершил карьеру.
Последнее десятилетие XX века стало переломным для "Формулы-1": мир осознал смертельную опасность этого спорта. Хотя трагедии случались и раньше, гибель Айртона Сенны потрясла всех. Легендарный трехкратный чемпион погиб 1 мая 1994 года во время гонки на трассе в Имоле, превратив Гран-при Сан-Марино в черный день автоспорта.
Сегодня гонщиков защищают не только дуги безопасности, но и специальные огнеупорные комбинезоны, а также перчатки из негорючих материалов. Каждый пилот обязательно надевает шлем, а конструкция болида позволяет выбраться из кокпита за считаные секунды — нужно лишь расстегнуть ремни и снять руль. Однако, несмотря на все технологические достижения и меры безопасности, "Формула-1" по-прежнему остается одним из самых опасных видов спорта.
В последние годы регламент чемпионата часто меняется. Особенно ужесточаются требования к двигателям: все это ради того, чтобы скорость автомобилей была меньше, а обгонов по ходу гонки больше. Такой подход делает соревнования безопаснее для пилотов и более зрелищными для зрителей.
Гонщики "Формулы-1": 5 лучших
1. Михаэль Шумахер
Семикратный чемпион мира и победитель 91 Гран-при. Шумахер стал легендой "Формулы-1" благодаря своему мастерству, упорству и умению работать с командой. Подробности его карьеры в статье "Михаэль Шумахер: кто такой, биография, состояние сейчас".
2. Айртон Сенна
Трехкратный чемпион мира, известный своей агрессивной манерой гонки и страстью к скорости. Сенна был иконой для поклонников автоспорта, а его трагическая гибель в 1994 году на Гран-при Сан-Марино оставила неизгладимый след в истории. Подробнее о происшествии читайте в статье "Авария Айртона Сенны: причины гибели, фото происшествия".
3. Льюис Хэмилтон
Семикратный чемпион мира, обладатель рекордного числа поулов и побед в гонках. В конце сезона 2024 года Льюис Хэмилтон покинул команду Mercedes и заключил многолетний контракт со Scuderia Ferrari.
4. Себастьян Феттель
Четырехкратный чемпион мира и победитель 53 Гран-при. Его карьера началась в 2007 году и принесла множество побед и титулов, включая доминирование с командой Red Bull в 2010–2013 годах. Завершил карьеру в 2022 году.
5. Ален Прост
Четырехкратный чемпион мира и победитель 51 Гран-при. Прост был известен своей точностью и стратегическим подходом, став одним из самых успешных гонщиков своего времени. Его карьера в "Формуле-1" длилась с 1980 по 1993 год.
Интересные факты о "Формуле-1"
Что означают флаги в "Формуле-1"
Флаги в "Формуле-1" используются для передачи информации пилотам на трассе. Вот краткое значение основных флагов:
Зеленый — трасса свободна, можно ехать на полной скорости.
Желтый — опасность на трассе, нельзя обгонять.
Красный — сессия остановлена.
Черный — дисквалификация или вызов в боксы.
Белый — медленный автомобиль впереди.
Черно-белый — предупреждение за неспортивное поведение.
Черно-желтый — техническая проблема, нужно заехать в боксы.
Черно-белая клетка — финиш гонки или сессии.
Спринт в "Формуле-1" — это сокращенная гонка, которая проводится в рамках некоторых этапов чемпионата мира. Ее протяженность составляет около 100 км (примерно треть дистанции основной гонки), и длится она около 30 минут. В отличие от традиционного Гран-при, спринт представляет собой более короткое соревнование, где гонщики борются не только за позиции, но и за дополнительные чемпионатные очки.
Что такое пит-стоп в "Формуле-1"
Пит-стоп — это техническая остановка, во время которой команда из десятков механиков за считаные секунды обслуживает болид. В среднем он длится около 2 секунд: за это время успевают поднять машину, снять старые колеса, установить новые и опустить автомобиль обратно на трассу.
Пит-стоп — это техническая остановка, во время которой команда из десятков механиков за считаные секунды обслуживает болид (Фото: Hoch Zwei / Global Look Press)
Сколько женщин участвовали в "Формуле-1"
За всю историю "Формулы-1" в гонках участвовали всего пять женщин. И только Лейла Ломбарди смогла набрать очки. Это произошло на Гран-при Испании в 1975 году, где она финишировала шестой.
Какие нагрузки испытывает пилот в болиде
Пилот "Формулы-1" во время гонки испытывает экстремальные физические нагрузки. При прохождении поворотов, торможениях и ускорениях на него воздействуют перегрузки до 5–6 g. Это значит, что его тело ощущает вес, в 5–6 раз превышающий нормальный. В кокпите болида температура достигает 50 °C, из-за чего пилоты теряют до 3 кг веса за гонку. При этом их пульс нередко держится на уровне 160–180 ударов в минуту на протяжении всей дистанции.
Автор Земфира Ахтямова

Подробнее на Autonews:
https://www.autonews.ru/news/6821aece9a79478045e0e8a7?from=copy


#авто #стоянка #запчасти #колесо #car #Parking #parts #wheel #rsoft #рсофт

© Автоклуб Санкт-Петербурга.
Все АвтоНовости.