"Крест на импорте". Carwin — о дефиците машин и росте цен из-за "утиля" 10.10.2025, 13:38, (источник: Autonews) |
Эксперт Забора перечислил модели машин, которые вскоре покинут российский рынок Поставки из Азии могут обвалиться на 85%, а российские компании готовятся к убыткам и массовым сокращениям — о грядущих переменах на рынке рассказал Autonews.ru эксперт по заказу машин из-за границы Дмитрий Забора Какие модели останутся доступными после ожидаемого повышения утильсбора, кто пострадает больше всего от возможных реформ и есть ли шанс, что новую методику расчета ставки отложат? На эти и другие вопросы в беседе с Autonews.ru ответил руководитель сервиса заказа автомобилей из-за рубежа Carwin Дмитрий Забора. Утилизационный сбор — это разовый платеж, который взимается при ввозе или производстве автомобиля и предназначен для его последующей утилизации. Физические лица, завозящие машины для личных нужд, платят по льготным ставкам: 3,4 тыс. руб. за новые авто до трех лет, 5,2 тыс. руб. за машины старше трех лет. Для компаний суммы несравнимо выше: например, за автомобиль младше трех лет с мотором 1–2 л — 667 400 руб., а с двигателем 2–3 л — уже 1 875 400 руб. Эти ставки ежегодно индексируются. С 1 ноября 2025 года Минпромторг планирует изменить систему расчета: размер утильсбора будут определять не по объему, а по мощности двигателя. Льготы останутся только для машин до 160 л.с. — все, что мощнее, будет облагаться коммерческими ставками. Как отмечали в ведомстве, изменения расчета утильсбора необходимы "в контексте новых тенденций развития автомобильной промышленности в целом и появления новых высокомощных силовых установок в конструкции транспортных средств". Вопрос не в цене, а в возможности купить По словам Заборы, сегодня уместнее спросить не "насколько подорожает?", а "получится ли вообще привезти?". Новый утилизационный сбор фактически ставит крест на импорте — особенно для машин старше трех лет, считает эксперт. Для примера он предложил рассмотреть популярную модель — Honda CR-V или ее аналог на китайском рынке — Honda Breeze. Кроссоверы 2021–2022 годов с 1,5-литровым турбомотором 193 л.с. обходились примерно в 2,2–2,5 млн руб. с доставкой до Владивостока. Из этой суммы около 250 тыс. руб. приходилось на таможню. Теперь к этой цене прибавится еще 1,32 млн руб. "После Нового года грядет индексация утильсбора, а это уже + 1,584 млн руб. к доплате, что примерно + 70% к цене. Практически нет обстоятельств, чтобы эти модели стали снова востребованы по такой цене", — уверен эксперт. То же самое с Hyundai Santa Fe с дизелем 2,2 л на 202 л.с. — востребованный семейный вариант с третьим рядом сидений. Раньше его можно было купить за 3,6–3,8 млн руб., теперь — плюс почти 3 млн руб. сверху. А после январской индексации — еще плюс 3,5 млн руб., говорит эксперт. По его мнению, даже крупный сегмент не спасется. Считалось, что дорогие автомобили будут покупать всегда. Но и здесь "отныне точка": тот же BMW X5, стоивший 7–8 млн руб., прибавит почти 4 млн руб., что автоматически переориентирует покупателей на вторичный рынок. По словам собеседника Autonews.ru, все эти расчеты касаются машин старше трех лет: "для более свежих ситуация чуть мягче, но только лишь чуть". Например, доплата за автомобили мощностью от 160 до 190 л.с. составит 750 тыс. руб. и все 900 тыс. руб. — в следующем году. "Для того же Geely Coolray, который раньше стоил менее 2 млн, это критично — почти 3 млн за такую машину уже никто не заплатит", — заявил представитель Carwin. Он уверен, что более дорогие и мощные модели вроде Geely Monjaro (238 л.с.) окажутся вне игры: раньше они стоили 3,2–3,3 млн руб., в случае введения нового расчета — плюс 1,32 млн руб. сразу и 1,58 млн руб. через три месяца. "А вот Toyota RAV4 2025 года с полным приводом пока держится — при прежней цене 3,3 млн руб. надбавка неприятна, но еще терпима. Хотя и таких вариантов будет все меньше", — добавил он. Рынок схлопывается, но не умирает С введением нового утильсбора импорт автомобилей из Китая и Кореи может упасть на 80–85%, из Японии — примерно на 10–15%, считает эксперт. Это мощнейший удар по всей отрасли, но говорить о полном уходе игроков пока рано. Большинство компаний попытаются продолжить работу. Хотя, по мнению специалиста, в таких условиях это будет крайне тяжело. На фоне роста курса валют и возможных налоговых изменений падение выручки — уже не прогноз, а свершившийся факт, считает Забора. Многие участники внешнеэкономической деятельности будут вынуждены сокращать штат, а кто-то — работать в убыток. "Особенно сложно тем, кто недавно вложился в китайское направление: купил автовозы в лизинг, арендовал стоянки и офисы. Для них удар станет двукратным — не просто падение доходов, а реальные убытки", — подчеркнул он. Кто в зоне риска и что будет дальше Новый утильсбор фактически ликвидирует ввоз автомобилей с двигателями более 2,0 л, а также полноприводных моделей, больших семейных машин, электромобилей и гибридов. Исключения есть, но только для машин до 160 л.с., и таких на рынке крайне мало, резюмирует эксперт. Он уверен, что это приведет к резкому изменению структуры рынка: спрос перераспределится, а цены вырастут. Причем уже сейчас, задолго до вступления новых ставок в силу, подорожали как автомобили в наличии в России, так и варианты мощностью до 160 л.с. в Китае, Корее и Японии. "Показательный пример — Hyundai Custo, большой семиместный минивэн с 2,0-литровым турбомотором на 236 л.с. Мы недавно привезли его меньше чем за 2,5 млн руб. — отличный автомобиль для большой семьи. С ноября подобные варианты могут попросту исчезнуть", — пояснил собеседник. По его мнению, аналогов по цене не останется, а через три-пять лет это обернется дефицитом крупных машин и взрывным ростом цен на вторичке. "Среди адекватных по соотношению "цена — качество" остаются Mazda CX-5 (2,5–2,6 млн руб.) и Nissan Qashqai (2,2–2,3 млн руб.). Они новые, без китайских накруток и переплат за пробег", — добавил он. Эксперт отметил, что "раньше покупатель мог сэкономить 1–1,5 млн руб., заказав машину из-за рубежа вместо покупки в российском автосалоне. Теперь цены фактически сравниваются, и очевидно выигрывают официальные дилеры. Автор Алексей Панков Подробнее на Autonews: https://www.autonews.ru/news/68e65b469a794746d293868c?from=copy #авто #стоянка #запчасти #колесо #car #Parking #parts #wheel #rsoft #рсофт |