Назван главный сдерживающий фактор для развития самоуправляемых авто
22.07.2016, 16:41,
(источник: Newvz.ru)
Все АвтоНовости.

Произошедшая в США по вине автопилота Tesla Model S авария вынудила ученых пересмотреть концепцию создания автономных автомобилей.

Прогресс в сегменте автомобилестроения, предполагающий массовое появление на дорогах мира не требующих вмешательства человека в процесс вождения транспортных средств, находится под серьезной угрозой в свете нашумевшего дорожно-транспортного происшествия с участием автомобиля производства американского автоконцерна Tesla Motors. Напомним, что в результате некорректной оценки окружающей обстановки встроенной системой автопилотирования электрокар Tesla Model S при перестроении в расположенный слева от движения ряд попал под колеса многотонного автопогрузчика, в результате чего находившийся за рулем водитель погиб. Широкий резонанс происшествие вызвало из-за того, что данный инцидент стал первой в истории наземного автотранспорта аварией, случившейся по вине электроники, управлявшей электромобилем без участия живого человека. Еще до выводов официальной комиссии, сформированной автодорожным Департаментом Соединенных Штатов Америки для расследования трагического ДТП, ученые приступили к анализу вероятных последствий гибели 40-летнего американца за рулем управляемого компьютером автомобиля.

Чтобы понять, по какому принципу двинулись умозаключения ученого сообщества, необходимо вспомнить о прогрессе в сфере создания самоуправляемых машин, которого достигли крупнейшие мировые автопроизводители, включая упомянутую американскую компанию. Напомним, что разработкой способных обходиться без участия человека автомобилей сегодня занимается до десяти автоконцернов, включая интернет-корпорацию Google, задумавшую создать полностью лишенное органов управления авто, способное доставлять пассажиров до конечной точки с помощью "легкого движения рук". Усевшимся в салоне пассажирам достаточно указать на встроенном сенсорном дисплее пункт назначения, до которого 4-местное такси домчится в полностью автоматическом режиме. Такую концепцию для будущего электрокара без руля и педалей нарисовали инженеры Google, вплотную приблизившиеся к сборке первых прототипов перспективной автомашины. К похожим перспективам размеренными шагами двигаются и другие мировые автомобильные бренды, решившие использовать промежуточные решения в виде стандартных авто, дополненных функцией автоматизированного управления в некоторых режимах вождения.

По такому принципу двинулась американская Tesla Motors, создавшая уникальное для сегодняшнего дня программное обеспечение для выпускаемых автоконцерном электрокаров модельного ряда Model S. Речь о встроенной в машину функции автопилота, способной оценивать окружающую обстановку, и определять степень опасности для транспортного средства и находящихся внутри людей от двигающихся рядом автомашин, включая стационарные и мобильные препятствия на дороге. При помощи интегрированных видеокамер умный автомобиль способен обнаружить неожиданно возникшее на пути следования препятствие, и определить возможность перестроения в соседний ряд без снижения скорости. При этом главной задачей автопилота остается следование в границах текущей полосы с параллельным отслеживанием впередиидущего и двигающегося слева и справа автотранспорта. По изначальной задумке создателей, электромобиль Tesla Model существующих и будущих модификаций сможет избавить водителя от необходимости совершать рутинные действия при перемещении по автостраде или в многокилометровой пробке, серьезно облегчая жизнь автовладельца.

При поверхностном рассмотрении выглядевшая до этого достойной концепция после произошедшего месяцем ранее ДТП с участием электрокара американского производства спровоцировала появление противников создания "заменителей" живого человека за рулем автомашины, состоящих из комплекта камер, датчиков и комплексного программного обеспечения. Поводом для этого послужили показания водителя грузовика, под колеса которого попал управляемый усилиями автоматики электромобиль — по словам сидевшего за рулем автопогрузчика американца, вплоть до момента столкновения погибший не реагировал на окружающую обстановку, будучи занятым просмотром очередной серии киносаги о Гарри Поттере. Звуки из этого фильма уже после столкновения услышал владелец грузовика из искореженного салона Tesla Model S. Проще говоря, вопреки требованию автопроизводителя использовать автопилот только для облегчения вождения при сохранении бдительности и внимании на автодороге, Джошуа Браун полностью отвлекся от происходящего за пределами экрана планшета, на котором разворачивались действия кинематографического произведения из цикла о школе волшебников.

Этот факт стал основанием для официального предупреждения в адрес производителей самоуправляемых автомобилей от лица Департамента транспорта Америки, которое на днях озвучил пресс-секретарь министерства Энтони Фокс. Он подчеркнул, что компании-производители обязаны понимать, к каким последствиям приводит появление в выпускаемых авто новейшего функционала, позволяющего убрать руки от рулевого колеса, а ноги от педалей во время скоростного движения по магистрали. Фактор новизны и мнимой безопасности, который возникает у полностью доверяющего компьютеру человека, становится главной угрозой для будущего автопрома — любые требования оставаться "причастным" к процессу вождения в адрес автовладельцев останутся неуслышанными, что может послужить главным доводом в пользу приостановки работ над выпуском автономных или обустроенных автопилотом машин. Ключевое объяснение для такого решения — особенность восприятия современных технологий живущим в XXI веке потребителем, привыкшим использовать образцы ультрасовременной электроники "на полную катушку".

Если компания-производитель встраивает в выпускаемую продукцию удобный функционал, помогающий избавиться от рутинных операций во время поездок, купивший такую автомашину владелец обязательно попробует испытать новинку во всех возможных режимах. Это подтверждают многочисленные видеоролики на сервисе YouTube, где обладатели электрокаров всячески испытывают способности новой функции, в том числе путем пересаживания на пассажирское сиденье. Кадры двигающегося на приличной скорости авто, на водительском месте в котором никого нет, провоцируют ошибочное мнение об абсолютной безопасности новейшего режима. Именно ощущение полной безопасности езды со включенной функцией автоматического управления и послужило причиной аварии в американском штате Флорида, вызвав повышенный интерес к разработкам автопроизводителей со стороны контролирующих и надзорных органов, в первую очередь, ответственного за автомобильный транспорт американского ведомства. С учетом отсутствия законодательных нормативов в отношении автономных автомобилей, перспективы скорейшего появления массового представителя линейки самоуправляемых авто находятся под большой угрозой.

Предпосылки для временного сворачивания перспективного направления в автомобилестроении прозвучали во время состоявшейся в Сан-Франциско конференции, на которой Фокс озвучил основные опасения законодателей в этом вопросе. Американские власти рассчитывают инициировать дополнительные консультации со специалистами и представителями автоконцернов, чтобы выработать рабочую стратегию продвижения новых технологий в сегменте автотранспорта, предполагающую снижение риска повторения трагической аварии при полном игнорировании человеком дорожной обстановки во время работы автопилота. Одним из вариантов может стать путь, по которому движется немецкая компания Audi, пообещавшая выпустить первый автомобиль с автопилотом уже в 2018 году. По предварительным данным, машина будет снабжаться как внешними, так и внутренними датчиками, отслеживающими положение и состояние сидящего в водительском кресле человека, чтобы при потере им внимания за дорожной обстановкой резко снижать скорость и требовать незамедлительного перехватывания управления водителем.

Рядовым потребителям остается надеяться, что законодательные власти в лице "автомобильного регулятора" в США вместе с производителями машин сумеют прийти к консенсусу, позволяющему ожидать массового появления на автомобильных трассах новейшего для индустрии типа автотранспортных средств, способных существенно снизить физическую и эмоциональную нагрузку на водителя за счет применения ультрасовременных технологий. В противном случае ждать появления полностью автономных авто придется еще минимум 20-30 лет, необходимых для доработки и усовершенствования технического оснащения функции автопилотирования на земле.

© Автоклуб Санкт-Петербурга.
Все АвтоНовости.