Моторы Москвы. Пять главных автомобилей довоенной столицы
18.09.2020, 13:45,
(источник: Autonews)
Все АвтоНовости.

На каком такси проще всего было уехать из ресторана "Арагви", на чем развозили почту в Москве, что за лимузин был доступен обычному советскому гражданину и другие секреты автомобильной жизни довоенной столицы
Предвоенные годы Москвы — это не только массовые политические репрессии, но и грандиозные стройки, очереди в театр, премьеры первых советских блокбастеров, забитые стадионы во время футбольных матчей и, конечно, автомобили. В те времена машина для простого советского человека была непозволительной роскошью, которую невозможно было приобрести даже если хватало денежных средств. Разумеется, пробок в нашем сегодняшнем понимании в столице не существовало, однако и пустыми дороги уже не были. Мы решили вспомнить, какие машины можно было встретить на улицах Москвы, сколько они стоили и кто на них ездил в последние годы перед Великой Отечественной войной.
ГАЗ M1
Печально известный "Черный воронок" — ГАЗ M1 — на самом деле использовался не только сотрудниками НКВД для перевозки арестованных советских граждан. Четырехдверка также была весьма распространена в таксопарках крупных городов СССР. Такие машины отличились специальным фонарем над рамкой лобового стекла, а также откидной багажной решеткой, которая заняла штатное место запаски на задней части кузова. До появления диспетчерской службы для машин такси в оживленных местах отводились специальные зоны, где клиент всегда мог "поймать" извозчика. В Москве такие стоянки располагались у железнодорожных вокзалов или в шаговой доступности от кинотеатров. Разумеется, частыми клиентами таксистов были и припозднившееся посетители немногочисленных в то время ресторанов, таких как "Арагви" или "Астория".
А еще легендарными "эмками" премировали советских граждан за особые заслуги перед государством. Так, "Молотовец-первый" получали представители партийной и производственной элиты, военные или видные деятели культуры. Владельцами ГАЗ М1 были писатель Всеволод Вишневский, шахматист Михаил Ботвинник, актер Михаил Жаров, а также скрипач Давид Ойстрах. В редких случаях владельцем легендарной "эмкой"мог стать и обычный советский гражданин, выиграв машину в лотерею Осоавиахима. При этом, в свободную продажу машины не поступали. После начала Великой отечественной войны, ГАЗ M1 массово отправились на фронт, где высоко ценились командующем составом Красной армии, а также военными корреспондентами.
ЗИС-101
Нередко на дорогах Москвы в предвоенные годы можно было встретить ЗИС-101, который стал первым советским представительским автомобилем. В то время эта машина стала стал настоящим воплощением передовых технологий в автоиндустрии. Машина оснащалась рядным восьмицилиндровым двигателем объемом 5,76 литра, выдававшим 110 лошадиных сил. Кузов ЗИС-101 частично делался из бука, а в салоне устанавливались печка, радио, часы и прикуриватели, что считалось в те времена настоящей роскошью.
Обычные советские граждане нередко могли увидеть такие лимузины во время громких премьер у кинотеатра "Ударник", часто на ЗИС-101 представители партийной верхушки СССР подъезжали на представления в Большой театр или Театр Революции. Кроме этого, ЗИС-101 пользовались сотрудники посольств, а также спортсмены, деятели искусства и науки. Обладателями лимузина, например, были актриса Любовь Орлова, писатель Алексей Толстой или знаменитый шахтер Алексей Стаханов.
Впрочем, представительских автомобилей не всегда хватало всем советским партийным и хозяйственным работникам. Несмотря на это, ЗИС-101 активно поставлялся в столичные автопарки. Например, "поймать" лимузин можно было на стоянках рядом с гостиницей "Москва" или Большим театром. Окрашивались машины извозчиков в необычный тогда синий или желтый цвет. Кстати, по свидетельству очевидцев, цена за поездку на лимузине ничем не отличалась от аналогичной услуги таксистов на машинах попроще. С началом войны частные лица и ведомственные служащие были вынуждены распрощаться с роскошными лимузинами, а их стопервые отправились на поля сражений для нужд высшего командного состава.
ЗИС-16
Просматривая хроники довоенный Москвы внимательный зритель обязательно обратит внимание на очень стильные автобусы, курсирующие по дорогам столицы — ЗИС-16. Машина могла вместить 34 пассажира и была построена на деревянном каркасе. Кузов обтекаемой формы — это, безусловно, дань автомобильной моде тех времен. Каждый городской автобус украшался красным флажком, а над ветровым стеклом устанавливались разноцветные маршрутные огни. В начале 40-х годов ЗИС-16 с 85-сильным двигателем работал на всех московских маршрутах, которых в то время насчитывалось 64.
При этом, ЗИС-16 чаще всего можно было встретить только в крупных советских городах. В провинциальных населенных пунктах продолжали использовать его предшественника — ЗИС-8. После нападения гитлеровской Германии на СССР автобусы стали переделывать в санитарные машины. Для этого пассажирские сиденья в машине демонтировалась, а вместо них устанавливались носилки. Кузов автобуса при этом перекрашивался в защитный цвет.
ГАЗ-М415
В 1939 г. москвичи, посетившие Всесоюзную сельскохозяйственную выставку на ВДНХ, могли увидеть очень необычный автомобиль — ГАЗ-М415. Новинка стала вторым в истории Страны Советов пикапом и была построена на базе ГАЗ-М1. Автомобиль показывали столичной публике в павильоне "Механизация" и позиционировали как некое среднее звено между грузовым и легковым транспортом. В отличии от обычной "эмки", у машины отсутствовал пассажирский салон — кузов автомобиля располагался сразу за кабиной водителя. Грузовая платформа была рассчитана на транспортировку 400 кг груза или перевозку шести человек. Для удобной погрузки поклажи задний борт мог откидываться.
Разумеется, в первую очередь ГАЗ-М415 предназначался для нужд сельского хозяйства. Однако в действительности, большая часть машин отправилась работать в крупные советские города. В столице на пикапе, например, часто развозили почту и посылки. Также новинка пополнила автопарк Красной Армии. Боевое крещение этот автомобиль прошел во время советско-финляндской войны зимой 1939-1940 года. В 1941 г. "полугрузовик" отправился уже на войну с Германией. Во время боевых действий машину использовали для перевозки личного состава, а также иногда оборудовали радиостанцией. В мирное время пикапы со знаменосцами в кузове нередко возглавляли военные парады.
ГАЗ-410
Крупномасштабная перестройка Москвы, которая была задумана и частично осуществлена в 1930-е и 1940-е годы потребовала огромных трудов и наличия тяжелой техники. Одним из самых узнаваемых советских автомобилей на довоенных стройках стал самосвал ГАЗ-410. Нередко этот грузовик можно увидеть в документальных хрониках или кино. Масштабное строительство в Москве было остановлено с началом Великой Отечественной войны в 1941 году. В послевоенный период генеральный план продолжал реализовываться со значительными коррективами. Впрочем, знаменитая машина выпускалась в СССР вплоть до 50-х годов, поэтому и в это время грузовик продолжал трудиться на столичных стройках.
Оснащался советский самосвал 3,28-литровым мотором мощностью 50 л.с., который работал в паре с 4-ступенчатой коробкой передач (три передачи вперед и одну назад). При снаряженной массе 1920 кг грузоподъемность первого советского самосвала составляла 1200 кг, при этом кузов и подъемный механизм весили около 300 кг. Запускался грузовик при помощи электростартера.

Подробнее на Autonews:
https://www.autonews.ru/news/5f34edff9a794739aa721c66


#авто #стоянка #запчасти #колесо #car #Parking #parts #wheel #rsoft #рсофт

© Автоклуб Санкт-Петербурга.
Все АвтоНовости.