Поставки машин из Грузии выросли втрое 31.03.2023, 14:08, (источник: Авто Mail.ru) |
Грузия в начале 2023 года более чем втрое увеличила экспорт легковых автомобилей в Россию, а также в несколько раз — в страны ЕАЭС. Местные аналитики полагают, что фактически большинство этих машин в итоге оказываются в РФ, а Армения, Киргизия и Казахстан используются для ввоза автомобилей, на которые распространяются санкции. Участники рынка полагают, что этим каналом в первую очередь пользуются локальные продавцы для поставок физлицам или перекупщикам В России прогнозируют двукратный рост доли продаж новых китайских машин Грузия нарастила экспорт легковых автомобилей в Россию, Армению, Киргизию и Казахстан, следует из данных ее таможенной статистики. Так, поставки в Россию в январе—феврале 2023 года составили 978 автомобилей на $13,5 млн против 209 машин годом ранее. В Казахстан — 2,6 тыс. машин на $51,5 млн против 935 штук годом ранее, в Армению — 2,8 тыс. машин (почти $50,2 млн) против 365 машин, в Киргизию — 1,3 тыс. на $43,2 млн против 423. В самой Грузии автомобили не выпускаются, однако страна активно импортирует их. Так, за тот же период из США было ввезено 8,2 тыс. машин на $97 млн, хотя годом ранее объемы были больше — 11 тыс. машин. Поставки из Германии в Грузию также незначительно упали: в начале 2023 года было ввезено 1,3 тыс. машин ($29,2 млн), что на 333 автомобиля меньше, чем годом ранее. Из данных невозможно понять, речь идет о новых (возрастом до трех лет) или о подержанных автомобилях. По данным "Автостата", в январе—феврале в России было продано почти 9,8 тыс. автомобилей возрастом до трех лет, ввезенных по параллельному импорту. Однако дилеры в основном получают машины из Китая. В целом, по данным правительственного агентства Грузии по статистике, в январе и феврале реэкспорт легковых автомобилей достиг десятилетнего максимума в 13,5 тыс. автомобилей общей стоимостью $236,8 млн. Для сравнения, в допандемийном 2019 году Грузия реэкспортировала 9,7 тыс. автомобилей на сумму $59,8 млн за весь год. Как объяснил "Ъ" аналитик независимого агентства Nation.ge Давид Авалишвили, из Грузии непосредственно в Россию реэкспортируются автомобили низкой ценовой категории, не подпадающие под санкции. Напомним, запрещены поставки в РФ машин стоимостью свыше €50 тыс. из ЕС, а также легковых автомобилей из США. Собеседник "Ъ" уверен, что бурный рост реэкспорта машин в Армению, Киргизию и Казахстан "наверняка объясняется тем, что оттуда автомобили направляются в Россию". Но Грузия, как отмечает эксперт, при этом не нарушает западных санкций: машины, под них подпадающие, отправляются в третьи страны. Впрочем, из статистики следует, что автомобили высокой стоимости (в среднем $33 тыс. за штуку) поставляются в Киргизию, а средняя стоимость отправляемых в Казахстан и Армению машин несколько ниже ($18−20 тыс.). Отвечая на критику в связи с "нарушением режима санкций" со стороны западных и местных СМИ, Минфин Грузии неоднократно заверял, что таможенные службы страны "работают в тесной координации с западными партнерами", в первую очередь соответствующими службами США и Великобритании. Но грузинский дилер, занимающийся импортом и реэкспортом машин из ФРГ в страны Южного Кавказа, подтвердил "Ъ", что после введения санкций спрос со стороны соседних стран резко вырос. Он привозит небольшими партиями машины премиум-класса для армянских и азербайджанских дилеров через Венецию в порт Поти и точно знает, что машины предназначены для РФ. Собеседник "Ъ" среди российских дилеров отмечает, что автомобили завозятся в РФ из всех соседних стран, которых не коснулись санкции. Однако, подчеркивает он, в случае с Грузией нет удобной логистики, а речь идет о "предприимчивых" местных компаниях, которые ввозят автомобили в страну и реализуют профессиональным продавцам или частным лицам. В середине 2022 года отраслевые издания массово рассказывали об опыте ввоза машины через Грузию — в основном речь шла о машинах из США. "Автовзгляд" писал, что машины из Грузии нуждаются в таможенной очистке, а логистика обойдется дороже, чем из Армении, но можно ввезти подержанный премиум, в том числе эксклюзивный в США. Автомобильный эксперт Владимир Беспалов не исключает, что часть машин, экспортированных из Грузии в ЕАЭС, попадают в Россию. Однако он считает, что здесь сложно говорить о новом налаженном канале поставок, называя этот всплеск локальным кейсом: "Скорее, профессиональные продавцы или посредники видят возможности заработать на таких поставках". Георгий Двали, Тбилиси; Ольга Никитина https://auto.mail.ru/ #авто #стоянка #запчасти #колесо #car #Parking #parts #wheel #rsoft #рсофт |