Рост утильсбора: ажиотаж на границе, горячка автодилеров, увеличение цен 10.09.2024, 15:40, (источник: Autonews) |
Дилеры рассказали о подорожании машин с 1 октября на 15% В преддверии возможного повышения утильсбора дилеры попытались закупить и ввезти максимально возможное количество автомобилей. На границах образовались гигантские очереди. Грядущее подорожание оценивается в 10–15% Что случилось на границе На крупнейших погранпереходах с КНР "Забайкальск" и "Благовещенск — Хэйхэ" зафиксирован затор из автомобилей. Об этом сообщили участвующие в перевозках логистические компании. Время ожидания пересечения границы выросло со стандартных 12–24 часов до 7–10 суток и даже больше. К примеру, среднее время ожидания в электронной очереди на МАПП "Забайкальск" за месяц возросло до 11 дней. По мнению представителей отрасли, заторы возникли по причине ожидания повышения ставок утилизационного сбора на автомобили с 1 октября. О проблемах с ввозом машин сообщил Autonews.ru специалист по продаже автомобилей с пробегом Руслан Кривонос. По словам собеседника, доставить машину сейчас сложно не только в Россию, но и в соседнюю Белоруссию. "У нас 4-го числа был готов автомобиль, он уже физически стоял на границе, все документы по нему были готовы. И он только сегодня проехал границу Казахстан-Китай. Дальше будет двигаться сюда, но здесь у нас тоже очередь, включая заезд на таможню. Сроки удлиняются и по доставке, и по таможенной очистке. Сейчас нагрузка повышенная. Она связана с тем, что до 1 октября все стараются по максимуму завезти автомобили", — пояснил Autonews.ru собеседник. Резкое увеличение грузопотока между Россией и Китаем спровоцировал проект постановления правительства об увеличении утилизационного сбора, опубликованный Минпромторгом для общественного обсуждения. Вновь повысить ставки предложило отраслевое сообщество. Возглавляет экспертный совет при комитете промышленности и торговли Госдумы глава АвтоВАЗа Максим Соколов. Ожидается, что в случае принятия документ вступит в силу с 1 октября 2024 года. Основным бенефициаром, по словам эксперта Антона Шапарина, выступает АвтоВАЗ: "Утильсбор повышают на машины, которые не производятся в России. Причем на актуальные для наших соотечественников модели, включая минивэны для больших семей". Насколько вырастут цены В случае принятия документа утильсбор вырастет лишь для тех брендов, которые не наладили собственное производство в России или в соседней Белоруссии. В соответствии с проектом, уже в текущем году ставка может быть проиндексирована в среднем на 70–85%, но в перспективе она продолжит повышаться на 10–20% каждый год. Расчеты показали, что после нового повышения утильсбора придется доплачивать: Год | Объем мотора, л | Примерный размер утильсбора, руб. | Разница | Год | Примерный размер утильсбора, руб. | Разница 2024 | 1-2 | 556 000 | +70-85% | 2025 | 667 000 | +10-20% 2024 | 2-3 | 1 563 000 | +70-85% | 2025 | 1 875 600 | +10-20% 2024 | 3-3,5 | 1 794 600 | +70-85% | 2025 | 2 153 400 | +10-20% 2024 | >3,5 | 2 284 750 | +70-85% | 2025 | 2 742 300 | +10-20% Повышение ставок коснется всех зарубежных брендов, не имеющих локализации производственных процессов. Пока гарантированных исключений лишь два — Haval, имеющий завод под Тулой, и Geely, выпускающий свои модели под маркой "БелДжи" в соседней Белоруссии. Теоретически льготы могут получить также бренд Chery, собирающий автомобили под брендом XCite на бывшем заводе Nissan в Санкт-Петербурге, а также столичный завод "Москвич", выпускающий JAC под российской маркой. Вероятно, сможет рассчитывать на поблажки и возрожденная марка Volga с перелицованными "китайцами" фирмы Changan. Дилеры, торгующие иномарками, у которых корреспондент Autonews попытался приобрести машину под видом тайного покупателя, порекомендовали сделать это до начала октября и предупредили, что цены точно будут переписаны не в пользу потребителей. "Удар по авторынку будет нанесен сильнейший. Мы прекрасно понимаем, что 300 тыс. дополнительных рублей на ходовые китайские машины — это минимум 10–20% их стоимости", — оценил перспективы подорожания автомобилей вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин. Исполнительный директор Ассоциации "Российские автомобильные дилеры" (РОАД) Игорь Чикин отметил, что "дилеры говорят о повышении минимум на 10%". При этом, по словам эксперта, на цены повлияет совокупность факторов: проблемы с переводами в китайские банки; высокая ключевая ставка и, следовательно, стоимость заемных оборотных средств; планируемый критический рост утильсбора. Все это, по мнению Чикина, скажется на цене не только импортных, но и отечественных машин. Руководитель направления по работе с представительствами легкового автотранспорта ГК "Альфа-Лизинг" Анастасия Байбароша в беседе с Autonews.ru спрогнозировала рост цен на автомобили в России в IV квартале 2024 года на 10–15%. Независимый эксперт транспортной отрасли Алексей Тузов считает, что в среднем стоимость автомобилей после повышения утильсбора вырастет на 400 тыс. руб., что негативно отразится на уровне продаж, "особенно с учетом того, что рост ключевой ставки ЦБ сделал процесс приобретения нового автомобиля в кредит очень сложным для россиян". Причины коллапса на границе По словам Тузова, именно автомобили на сегодняшний день являются основными грузами, застрявшими на границе. Это легковые машины, спецтехника и коммерческий транспорт, а также автобусы и строительная техника. "Автомобили едут в быстром темпе, потому что все ожидают повышения утилизационного сбора, пытаются легализовать транспортные средства до того, как это произойдет. Безусловно, это попытка надышаться перед гибелью", — прокомментировал ситуацию Антон Шапарин. По оценке ГК "Альфа-Лизинг", в среднем сроки ожидания на границе выросли до 11 дней, "при этом ожидают импорта в Россию не только автомобили и спецтехника, но и другие товары китайского производства, которые занимают более трети внешней торговли нашей страны. Это промышленное оборудование, пластмасса и изделия из нее". Одной из причин коллапса могло стать решение проблем с транзакциями между странами по оплате товаров. В компании предположили, что применение криптовалют и цифрового рубля для взаиморасчетов повысило товарооборот, что и поспособствовало коллапсу. Игорь Чикин связывает увеличение сроков прохождения таможни не столько с увеличением закупок транспорта, сколько со сложностями с контейнерными, железнодорожными и морскими перевозками: это вынуждает переключаться на автомобильные перевозки, что также провоцирует образование очередей. Напомним, что утилизационный сбор выплачивается единовременно при покупке автомобиля из-за границы за утилизацию транспорта в будущем. Утильсбор взимается с сентября 2012 года. Сумма определяются исходя из базовой ставки, умноженной на коэффициент, который определяется по виду транспорта с разными массой, возрастом и объемом двигателя. Российским автопроизводителям данный сбор полностью возвращается. Александр Воронцов Подробнее на Autonews: https://www.autonews.ru/news/66df0de09a794779f2aa0624?from=copy #авто #стоянка #запчасти #колесо #car #Parking #parts #wheel #rsoft #рсофт |