Утомленные евро
Продажи новых иномарок в Петербурге в 2004 году увеличились в основном за счет азиатских брендов и автомобилей российской сборки
Во многом развитие этих тенденций связано с вовлеченностью петербургского автотранспортного бизнеса в международные автоперевозки, которые требуют более высокой, чем при внутренних перевозках, технологической культуры. Поэтому не случайно именно
На этом фоне процесс создания дилерских сетей российских автозаводов явно отстает от потребностей рынка, отличается крайней непоследовательностью, недостатком выделяемых инвестиций, рецидивами советского отношения к потребителю. Как следствие, петербургские дилеры отечественных грузовиков вынуждены использовать мультибрендовые схемы продаж либо отказываться от сотрудничества с российскими производителями. Выходящие на российский рынок изготовители грузовых автомобилей из Кореи и Китая, демонстрируя значительно более высокую заинтересованность в сотрудничестве с торговлей, постепенно перехватывают каналы сбыта у отечественных заводов. Вернуть утраченные позиции российским производителям будет непросто.
Плохо берут
Наметившаяся в 2003 году тенденция роста производства в России грузовых автомобилей за два года исчерпала себя. Если в 2003 году рост производства отечественных грузовиков составил 11,7% (было выпущено 194,4 тыс. автомобилей), то в 2005 году – всего 1% (206,5 тыс. автомобилей). С учетом значительного увеличения экспорта российских грузовиков в развивающиеся страны их продажи на внутреннем рынке в последние два года снижаются.
Эта тенденция связана не только с неустойчивым финансовым положением отдельных групп традиционных потребителей отечественной автотехники (крупных транспортных и сельскохозяйственных предприятий, государственных ведомств и учреждений, включая Министерство обороны), но и с тем, что возрастает конкуренция со стороны как новых, так и подержанных автомобилей зарубежных производителей.
По данным маркетингового исследования, проведенного компанией Discovery Research Group в прошлом году, наибольшие объемы продаж на российском рынке отмечаются в сегментах малотоннажных (с полной массой до 2 тонн) – 65% рынка – и тяжелых (свыше 8 тонн) грузовиков – 13% рынка. При этом если в малотоннажном сегменте абсолютным лидером пока являются отечественные машины (в основном это продукция ГАЗа), то на рынке тяжелых грузовиков автомобили иностранного производства (с учетом МАЗа) занимают более 50%.
Более высокое качество автомобилей зарубежных изготовителей в современных условиях становится важнее сравнительно низких цен на грузовики отечественного производства. По данным Ассоциации международных автоперевозчиков (АСМАП), наработка на отказ на начальном этапе эксплуатации импортных автомобилей составляет 90 тыс. км, в то время как у лучших отечественных магистральных тягачей этот показатель не превышает 5 тыс. км.
В последние два года на российском, а особенно на петербургском рынке заметно вырос объем продаж новых импортных грузовиков. В сегменте тяжелых грузовых иномарок темпы роста продаж стали соизмеримы с продажами новых легковых иномарок и находятся на уровне
Вторичный, но продукт
Увеличение импорта подержанных грузовиков зарубежного производства вызвано теми же причинами, которые в свое время стимулировали спрос на подержанные легковые иномарки. Отечественные грузовые автомобили дорожали
Федеральное правительство, пытаясь защитить интересы отечественного автопрома, ввело с осени прошлого года заградительные пошлины на грузовые автомобили старше семи лет. Новая ставка пошлины на такие импортные грузовики вместо 1 евро за кубический сантиметр объема двигателя составляет теперь 2,2 евро. Однако это решение вряд ли окажет существенное влияние на рынок. Как отметил генеральный директор Ассоциации международных автомобильных перевозчиков Михаил Низов в интервью журналисту «Финансовых известий», «введение заградительных пошлин на деятельность российских международных автоперевозчиков практически не повлияет. Транспорт старше семи лет на нашем рынке скоро сам по себе останется не у дел. Его эксплуатация неэффективна, да и клиенты предпочитают заказывать более новые машины».
Аналогичное мнение высказал и начальник отдела продаж петербургского дилерского автоцентра Iveco
Продажи делают дилеры
На начальном этапе, когда на российский рынок ввозились в основном подержанные грузовики, зарубежным автопроизводителям было достаточно простого присутствия на рынке. Поэтому первые дилерские грузовые автоцентры зарубежных брендов в Петербурге создавались на базе автотранспортных предприятий (АТП). Так, первым петербургским сервисным дилером Volvo Truck стала крупная петербургская транспортная компания «Совавто», а дилером Renault Trucks – «Матрален». Однако транспортные компании не смогли обеспечить дилерские стандарты обслуживания даже в облегченном исполнении. Они концентрировали свои усилия и ресурсы на основном бизнесе и обслуживании собственного парка – естественно, что при этом страдали не связанные с ними владельцы импортных машин.
По мере роста продаж новых зарубежных автомобилей мировые автопроизводители изменили подход к выбору дилеров, стали привлекать к работе специализированные российские компании, а также создавать собственные сервисные центры. Сначала Scania, а недавно и Volvo, продававшие автомобили через дочерние компании, открыли здесь автоцентры. Сегодня именно эти бренды имеют самые большие доли в составе петербургского парка импортных грузовиков, демонстрируя самую высокую динамику продаж. Volvo сегодня лидирует и в России в целом: обладает самым большим парком – более 20 тыс. грузовиков, а также имеет самую широкую сервисную сеть – 27 авторизованных станций. Компания Volvo первой организовала сборку своих грузовиков в России.
Активизируются на российском рынке и другие лидеры мирового грузового автопрома. Менеджер петербургского офиса отдела продаж и маркетинга грузовых и специальных автомобилей «ДаймлерКрайслер Автомобили РУС» Михаил Евстифеев отмечает, что стратегия концерна DaimlerChrysler отличается консервативным подходом, поэтому он осуществляет продажи своей продукции в России только через дочернее подразделение «ДаймлерКрайслер Автомобили РУС». «Расширение своего присутствия на российском рынке мы осуществляем через открытие представительств в региональных центрах, – продолжает Евстифеев. – Первый такой центр был открыт в Петербурге. 2006 год должен стать годом создания десятка современных центров грузовых автомобилей. Из них два будут открыты в городе на Неве».
Расширяет свое присутствие на российском рынке и концерн MAN. Выходя на рынки Восточной Европы, компания вложила 100 млн евро в строительство нового сборочного производства в Кракове (Польша). Проектная мощность завода – 15 тыс. грузовиков в год. Первые грузовики сойдут с конвейера до середины 2007 года. Менеджер по продажам петербургского дилера концерна ООО «Альга Автомобили» Юрий Ярышкин отмечает: «Несмотря на то что на российский рынок концерн вышел всего пять лет назад, под Москвой уже строится собственный сервисный центр. В ближайшей перспективе – создание такого центра в Петербурге».
В последнее время в России значительно прибавилось продукции концерна Iveco. Дмитрий Демидов считает, что «российские потребители не забыли высокую надежность предшественников автомобилей Iveco – грузовиков Magirus, работавших на БАМе в самых экстремальных условиях еще в советские времена».
По расчету
Практически все зарубежные автопроизводители, занимающие на российском рынке грузовиков лидирующие позиции, учитывают специфику нашего рынка и по многим направлениям оказывают своим независимым дилерам поддержку. В частности, для российского рынка создаются специальные бюджетные версии автомобилей. Организованы поставки и подержанных грузовиков, при этом, как правило, они проходят специальное техническое обслуживание и на них дается гарантия.
«Серые» дилеры на рынке новых грузовых иномарок не прижились тоже во многом благодаря усилиям производителей. Применительно к грузовикам
Иностранные производители всячески стимулируют развитие современных схем оплаты, и сегодня более 90% новых импортных грузовиков продаются по договорам лизинга. Так, специальный лизинговый пакет Volvo «Регион», включающий страховку и сервисное обслуживание, обеспечивает ежемесячную цену владения автомобилем на уровне 2 тыс. долларов.
Дилерам также оказывается помощь в подготовке специалистов, участии в выставках, рекламная поддержка. О таком отношении производителя к бизнесу дилеров продавцы отечественных грузовиков могут только мечтать.
Перезагрузка
До недавнего времени российские автопроизводители в вопросах подбора дилеров отличались «всеядностью». Еще
Наиболее осмысленную политику выстраивания дилерских сетей проводит ОАО «КАМАЗ», имеющее в Петербурге трех дилеров. Самую большую долю (более 50%) продаж автомобилей «КАМАЗ» в Петербурге сегодня обеспечивает ООО «Автоэкспорт», входящий в автомобильную корпорацию «Грузомобиль». Автозавод сделал компанию уполномоченным дилером
В отличие от зарубежных производителей автомобилей, для которых лизинг является серьезным элементом маркетинговой стратегии, отечественные компании пока используют этот финансовый механизм в значительно меньшей степени. Например, лишь 40% автомобилей «КАМАЗ» продается через лизинг. Сергей Комаров объясняет такой существенный разрыв между российскими и зарубежными производителями различиями в структуре спроса на их продукцию. «Значительная часть покупателей автомобилей „КАМАЗ“, – отмечает он, – это небольшие компании, которые не имеют доступа к современным финансовым инструментам».
Горьковский автомобильный завод, лидирующий в сегменте
Переживающий не лучшие времена ЗИЛ в 2005 году сократил выпуск автомобилей в два раза. В результате дилеры ЗИЛа сегодня также переключились на продажу автомобилей конкурентов. Так, Торговый дом «Мосдизайнмаш» стал дилером корейских грузовиков и автобусов Hyundai. Таким образом, сравнительно недавно вышедшие на российский рынок производители грузовиков из Кореи и Китая начинают занимать места отечественных заводов в торговых сетях.
При этом они не только предъявляют высокие требования к своим дилерам, но и оказывают им всестороннюю помощь. Руководитель отдела продаж коммерческого подразделения автоцентра «Дакар» – дилера Hyundai – Геннадий Диц отмечает, что по требованию Hyundai в их новом автоцентре грузовых машин для клиентов были созданы условия, мало отличающиеся от тех, к которым они привыкли в автосалонах легковых автомобилей. Одновременно представительство производителя оказало им помощь в обучении персонала, в проведении рекламных акций, в решении других проблем.
Если российские автозаводы не изменят отношение к своим дилерам, то сеть петербургских грузовых автоцентров переориентируется на продукцию зарубежных изготовителей. В результате отечественные грузовые автомобили на петербургском рынке будет просто некому и негде продавать.
Николай Демидов