Тренды брендов
Автодилеры Петербурга планируют обеспечить рост продаж за счет дальнейшей минимизации первого взноса и выплат по кредитам
Российский рынок легковых автомобилей непрерывно растет уже в течение нескольких лет за счет новых иномарок. В 2005 году прирост объемов их продаж сохранился на уровне 2004 года, поэтому темпы роста несколько снизились (с 80 до 50%). В прошлом году иномарок (с учетом подержанных) впервые было продано больше, чем российских автомобилей, выпуск которых сократился почти на 5%. Ожидается, что в этом году импорт и российское производство новых иномарок в сумме превысят объемы продаж отечественных легковых автомобилей.
Петербургский рынок, который в среднем опережает российский, подобное знаковое событие пережил еще три года назад. Однако он отстает от московского, где 6% населения потребляют почти две трети новых российских иномарок.
Плоды роста
Рейтинг продаж легковых автомобилей
Возглавляет рейтинг продаж среди иномарок Toyota. В Петербурге этот бренд не только сохранил лидерство, но и смог перешагнуть рубеж продаж в 10 тыс. автомобилей. Ford значительно прибавил и вплотную приблизился к лидеру. Автомобили Mitsubishi сумели немного опередить Hyundai и вышли на третье место.
Изменения в середине таблицы более значительны. На пятое место стремительно вырвался Chevrolet. При этом, в отличие от большинства российских рейтингов, в нашем не учтены продажи российского клона
Nissan сумел немного опередить Daewoo, а Renault – Mazda. Значительно выросли продажи Skoda, Renault, Peugeot. На изменения в динамике продаж и позиций в средней части рейтинга повлияло большое число факторов. Здесь и появление новинок (Renault, Opel), и беспрецедентные скидки со стороны изготовителей (Peugeot), и ограничения по поставкам некоторых марок автомобилей.
Общие объемы продаж лидеров таковы, что оказали значимое влияние на увеличение их доли в структуре парка легковых автомобилей. И наоборот, отставание в объемах продаж брендов, которые сформировали петербургский парк легковых иномарок во времена массированного импорта подержанных автомобилей, нашло отражение в уменьшении их долей в структуре сегодняшнего парка. Так, доля лидера парка – Volkswagen – сократилась с 18,4 до 16,8%, а доля лидера продаж – Toyota – наоборот, увеличилась с 6,3 до 9,8% по сравнению с 2003 годом.
Однако абсолютными лидерами как в структуре петербургского парка легковых автомобилей, так и по объемам продаж остаются автомобили Lada.
Чем не лидер?
Характерно, что продажи автомобилей марки Lada, несмотря на мощнейшую конкуренцию со стороны иномарок, в нашем городе растут. Если не учитывать главное – качество автомобилей, то этот бренд оказывается лидером не только по размерам парка и общему объему продаж, но и по другим показателям. В частности, он опережает всех по числу официальных дилеров – 14. После реструктуризации петербургской дилерской сети автомобили этой марки в основном продаются в цивилизованных условиях. Растет качество обслуживания и ремонта. Открытый недавно новый дилерский центр «Солнечный ветер» ничем не уступает по уровню комфорта и оснащенности автоцентрам иностранных брендов.
Менеджмент дилерских компаний Lada успешно осваивает современные технологии продаж – в кредит, в рассрочку, с зачетом сдаваемого автомобиля. Крупнейшая петербургская сеть автоцентров
Директор по продажам и маркетингу Группы компаний «Сигма» – официального дилера Volkswagen, Porshe, Skoda – Олег Швыдкый считает, что «свое последнее маркетинговое слово АВТОВАЗ еще не сказал. „Калина“ в свободной продаже по цене 150 тыс. рублей, снятие с конвейера всех моделей, кроме „десятого“ семейства, могли бы подорвать планы многих продавцов дешевых иномарок. Это был бы ответственный и „взрослый“ шаг». Так что если усилия региональных дилеров получат поддержку со стороны производителя в части ограничения роста цен, повышения качества продукции, то вряд ли стоит рассматривать бренд Lada как уходящий (на этом настаивают зарубежные аналитики).
Пока же большинство опрошенных специалистов считает будущее бренда Lada на петербургском рынке пессимистическим. По их мнению, основные угрозы для российского бренда связаны с ростом конкуренции и расширением предложения сравнительно дешевых автомобилей иностранных производителей.
Шире круг
Усилия большинства российских игроков рынка легковых автомобилей сконцентрированы в среднеценовом сегменте – от 10 до 20 тыс. долларов. Поэтому конкуренция здесь острейшая. На этот сегмент работает большинство российских сборщиков иномарок. Здесь сосредоточены самые ходовые модели лидеров продаж. Сюда же устремляются и очередные новинки российского рынка – автомобили из Китая, Chevrolet Lanos и другие.
Столь острая конкуренция способствует быстрому развитию рынка, повышению качества автомобилей и услуг, росту потребительского уровня российских покупателей. Директор автоцентра «Автомир» Виталий Новиков справедливо замечает: «Кредитные программы открывают возможности для тех, кто хочет купить автомобиль ценой до 15−20 тыс. долларов. При этом в сегменте доступных автомобилей расширяется предложение, появляется разнообразие. Если мы начинали прошлый год практически с двух автомобилей – DAEWOO и Lada, то сейчас уже появились и Lanos, и китайские автомобили. Количество игроков играет свою роль: чем больше ряд предлагаемых автомобилей, тем больше спрос».
По мнению Новикова, «сегодня очень тяжело
Большинство опрошенных экспертов отмечают, что при расширении предложения на выбор российского потребителя
Большинство опрошенных специалистов отмечают, что при расширении предложения на выбор российского потребителя
На столь конкурентном рынке начинают играть роль и другие факторы. В связи с ростом рынка одним из важных факторов стало наличие самих автомобилей.
Наличие отсутствия
В прошлом году, как и в предыдущем, дилеры многих брендов так и не сумели обеспечить регулярные поставки автомобилей, что негативно сказалось на их продажах. И хотя вина за это в основном лежит на импортерах и поставщиках, страдает дилер.
Ожидание автомобиля – это большое испытание, особенно для потребителя, еще не до конца определившегося в своих предпочтениях. Олег Швыдкый так объясняет причины того, что у многих покупателей отсутствует лояльность к определенному бренду: «Значительное число покупателей автомобилей – люди, пересаживающиеся с „Жигулей“ и подержанных иномарок. Как правило, они принимают решение о выборе марки и модели иррационально, импульсивно, сравнивая несравнимое. Это определено отсутствием разностороннего личного опыта и автомобильной культуры, а часто – просто „эффектом толпы“ (все берут, стоят в очереди – верный знак, надо встать, а то не хватит…). Это – советское, глубоко засевшее. У молодого поколения этого нет, приоритеты другие».
Коммерческий директор автоцентра «Дакар» – дилера Hyundai – Ирина Галактионова поделилась таким наблюдением: «Раньше, когда Hyundai выходила на рынок, у нее были достаточно низкие цены. Люди были готовы ждать автомобили иностранного производства практически по цене российских. Теперь ситуация изменилась. Если клиент узнает, что Hyundai надо ждать два месяца, то он лучше купит Mitsubishi. Сегодня такое предложение на рынке, что клиент особо ждать не будет. Наличие автомобилей сейчас стало довольно жестким фактором конкуренции».
Европейские бренды, предлагающие автомобили
Столичная тенденция
Конкуренция в сегментах автомобилей
Большинству дилеров удалось с этим справиться. Более того, в 2005 году, после некоторого застоя, продажи автомобилей
Доля
Вырастет – не вырастет
Директор направления Ford петербургского автоцентра
Ирина Галактионова конкретизирует свой прогноз: «Рынок как бы уже насытился. Такого роста, как в 2004 и в 2005 годах, не будет. Те, кто собирался купить автомобили, в основном уже это сделали. В ближайшие три года они не собираются их менять. Перспективы дальнейшего роста связаны с ростом кредитования, со снижением первого взноса до нуля. Человеку сложно накопить, но выплачивать 300 долларов в месяц он может себе позволить. За счет этого рынок будет расти на 20−25% в течение этого года и следующего». Именно на такой оценке перспектив для российского рынка сходится большинство специалистов. По сравнению с динамикой предыдущих лет прогнозируемый рост динамичным не назовешь.
Перспективы конкретных брендов оцениваются по разному. Особенно осторожны специалисты, давая прогнозы относительно перспектив китайских автомобилей – этих «возмутителей спокойствия» российского авторынка. Директор по маркетингу автоцентра
Естественно, прогнозы дилеров в отношении своих брендов отличаются большим оптимизмом. Если обобщить оптимизм игроков, то 2006 год покажет темпы роста лишь немного ниже прошлогодних. Оценки перспектив роста потенциальных конкурентов более критичны. Истина, как всегда, находится
Николай Демидов