Иномарки наступают

Рынок иномарок – предложение удовлетворило спрос 22000 раз

В 2003 году в России рынок новых легковых иномарок поставил рекорд –продано около 200 тысяч автомобилей. Это почти на 80 тысяч больше, чем в 2002 году. 53 тысячи автомобилей зарубежных марок собраны на российских сборочных заводах, что превышает объем производства прошлого года почти в 5 раз.

Выбор российских потребителей в пользу иномарок сделан уже давно, однако возможность полномасштабно реализовать этот выбор путем покупки нового автомобиля иностранного производства для многих появилась именно в 2003 году. Запретительные пошлины на ввоз б/у иномарок ограничили импорт автомобилей «second hand» и переключили спрос на новые автомобили. Причинами столь бурного развития рынка продаж новых автомобилей аналитики считают также рост доходов и бум потребительского кредитования. Колебания курсов базовых валют – доллар – евро, оказали влияние на распределение рекордного по размерам рынка между операторами.

На петербургском рынке, кстати, как и в Москве, этот рекорд проявился еще одним знаковым достижением – впервые число проданных через официальную дилерскую сеть новых легковых иномарок превысило количество проданных новых автомобилей ВАЗ. Рассмотрим результаты выбора потребителей в Петербурге и условия, определившие эти результаты.

Выбор Петербурга

На рынок новых иномарок в Петербурге оказали влияние как общероссийские тенденции, так и определенная региональная специфика. Для ее изучения был проведен опрос петербургских дилеров и впервые составлен представленный в таблице региональный рейтинг марок по числу проданных новых легковых автомобилей. Для рейтинга были выбраны марки, продажи которых в среднем составляли не менее одного автомобиля в день. Кроме количества проданных автомобилей в таблице в процентах приведены доли рынка Петербурга в общероссийских продажах автомобилей каждой марки.

Четверка победителей в петербургском и общероссийском рейтингах совпадают. Безусловным лидером являются автомобили Toyota, которые занимают первое место и в общероссийском рейтинге, правда, не с таким значительным, как в Петербурге, отрывом. Второе место занимают автомобили Daewoo, вытеснившие в Петербурге российского вице - чемпиона – Ford, на третье место. Автомобили Mitsubishi занимают почетное четвертое места в обоих рейтингах.

Лидер рейтинга - Toyota, была просто обречена на успех, ибо в Петербурге у автомобилей этой марки все сошлось одно к одному: значительный парк находящихся в эксплуатации автомобилей, цены в подешевевших долларах, активная работа несколько дилерских автоцентров, выгодные условия кредитования и удачно сформированный у российских потребителей имидж самого надежного автомобиля. Не зря уже несколько лет в автомобильной прессе регулярно публикуются зарубежные рейтинги надежности легковых автомобилей, в которых на первых местах в своих классах всегда присутствуют модели Toyota.

Большинство остальных марок тоже увеличили объемы продаж, причем некоторые (Opel, Mazda и др.) показали рост в 2 – 2,5 раза. Такой рост в основном характерен для автомобилей, цены на которые ориентированы на доллар. Автомобили из зоны евро такой динамикой, как правило, похвастать не могут. Так, по информации «Евросиб Форвард» - дилера Land Rover, с 1 июня 2003 года Land Rover в России установил цены на автомобили в евро. Нестабильность курса основных валют оказал негативное влияние на уровень продаж и с 1 марта 2004 года Land Rover в России вновь перешел на цены в долларах.

У некоторых марок (Ford, Volkswagen, Kia и др.) результат мог бы быть и выше. Почти двукратное увеличение спроса мало кто ожидал и это подвергло суровому испытанию и производство, и элементы сбытовой сети. В результате у некоторых дилеров были проблемы с наличием самых ходовых моделей. И если к месячным очередям на Ford Focus потребитель уже привык и понимает ситуацию, то остальным этого мог и не простить. Те дилеры, кто справился с задачей обеспечения поставок, смогли увеличить свои продажи с темпом, превышающим средний по рынку, а другие, даже добирая автомобили у московских дилеров, отстали.

Генеральный директор Автоцентра «Пулково» Александр Иванов назвал несколько причин отставания продаж автомобилей Volkswagen в 2003 году: «Наиболее значимая - переход на продажи в евро и нестабильность курса евро и доллара в течение года. Это, как известно, негативно отразилось на продажах всех европейских брэндов. В этом году концерн Volkswagen активно пытается изменить ситуацию, и для России установлен фиксированный кросс-курс евро к доллару - 1,15.

Еще одна причина – попытка репозиционировать брэнд, что понятно, но пока не совсем успешно. Ведь нелегко расстаться с привычным представлением о народном немецком автомобиле, который неожиданно выходит в премиум и люкс-класс. Время покажет, результат таких действий порой становится заметен спустя несколько лет. В частности, полноприводный Touareg очень успешно дебютировал на нашем рынке: в прошлом году спрос на эту модель даже не был удовлетворен. Устаревший модельный ряд, обновление которого только началось, тоже не лучшим образом повлиял на позиции концерна».

По величине доли петербургских продаж в объеме общероссийских можно выделить прежде всего автомобили Mazda, а также Toyota, Citroen, Mercedes-Benz, Volvo, Volkswagen. Если результат Mercedes-Benz и Volvo объясняется в основном тем, что автомобили этого класса всегда лучше продаются в крупных городах, то успех автомобилей Mazda директор по продажам «Евросиб Авто» Эдуард Малецкий связывает с «появлением новых моделей M6 и М3, смещением потребительских приоритетов в пользу японского производителя за счет высокого качества и надежности автомобилей и падением курса доллара».

Выбирали по русски

Анализ продаж автомобилей в Петербурге по традиционным для европейского автомобильного маркетинга сегментам и ценовым диапазонам затруднен отсутствием полной информации по региональному рынку. Большинство петербургских дилеров отметили, что распределение продаж по моделям мало отличается от общероссийских данных.

В модельном ряду практически всех изготовителей можно выделить несомненного лидера, «любимца публики», на которого приходится 50 – 60, а то и до 80 % всех продаж. Так у Mitsubishi 60 % продаж приходится на модель Lanсer, а у Ford 75 % приходится на Focus. Этот результат подтверждает известную истину – пока в России массовый спрос локализуется по своеобразным группам – новый – подержанный, «немец» - «японец» - «кореец» и т. д. На выбор автомобиля внутри группы влияют цена, мода, предыдущий личный опыт эксплуатации автомобилей и другие факторы, которые и фокусируют массовый спрос на одной модели.

Среди важных для выбора марки автомобиля обстоятельств можно отметить структуру парка, находящегося в эксплуатации. Чем больше автомобилей какой-либо марки в эксплуатации, тем шире инфраструктура сервиса и легче работать дилерам. Структура парка легковых иномарок в Петербурге на конец 2003 года представлена на диаграмме. Характерно, что по сравнению с данными 1997 года, состав лидеров практически не изменился, они просто выросли количественно – (в 3 - 5 раз) и немного поменялись местами.

В России в целом и в Петербурге в частности структура парка сформирована в основном вторичным рынком. Среди моделей преобладают автомобили среднего класса, которые благодаря остаточному ресурсу имеют на вторичном рынке несомненные преимущества. Анализ этих данных позволяет лучше понять, почему некоторые марки в Петербурге имеют долю продаж новых автомобилей, превышающую среднюю. В частности, автомобили Volkswagen – несомненный лидер по структуре парка, даже в этот не лучший для марки год, смогли в Петербурге сохранить свои позиции.

Еще одной особенностью 2003 года можно назвать начало формирования рынка «женских» автомобилей. Несколько моделей, в частности, Peugeot 206 ,Citroen C3, Daewoo Matiz, настолько понравились петербургским женщинам, что их «спонсоры» не смогли им отказать и теперь петербурженки «рассекают» на новеньких компактных автомобилях.

Кредитные истории начинают с автомобиля

На автомобильном рынке желания и возможности находятся в противоречии практически всегда. Однако в 2003 году глубина этих противоречий уменьшилась благодаря активному подключению банков к кредитованию покупок автомобилей. В России в целом потребительское кредитование переживает бум, а на автомобильном рынке дело дошло до того, что банки готовы кредитовать даже покупателей б/у автомобилей.

На петербургском рынке продаж новых автомобилей в 2003 году в кредит покупался в среднем каждый третий автомобиль, а некоторые марки, в частности, Citroen, продавали в кредит едва ли не каждый второй автомобиль. Интересную особенность отметил директор автоцентра «Рольф-Карлайн-Mitsubishi» Дмитрий Паршиков: «Основное отличие петербургского рынка на сегодня - более высокая доля продаж автомобилей в кредит (по сравнению с Москвой - на 15-20 %). Цены на автомобили и там, и здесь одинаковые, а доходы у населения разные, этим можно объяснить быстрое развитие продаж автомобилей в кредит в Петербурге».

Законодателем на рынке кредитования покупки легковых иномарок выступил петербургский филиал ЗАО «Raiffaizenbank Austria», установивший едва ли не самый низкий процент по валютным кредитам для покупки автомобилей – всего 9 % годовых. Остальные банки были вынуждены тоже снижать свои процентные ставки. Наибольшую динамику в этом вопросе показал ОАО «МДМ - банк СПб», снизивший за полгода ставки с 15 % годовых до 10 %. Постепенно снижались и размеры первого взноса – с 30 % от стоимости автомобиля до 20 % и даже 10 %. В результате к концу года процент автомобилей, продаваемых в кредит, увеличился до 60-70 %.

Некоторые любят погорячее

Санкт-Петербург, оправдывая звание «северной столицы» и крупного мегаполиса, имеет определенные достижения и в формировании рынка редких автомобилей, одни названия которых звучат для многих автомобилистов как песня. Именно в нашем городе в прошлом году был открыт практически первый в России салон эксклюзивных автомобилей «SCHNEIDER. RICH MEN TOYS». По информации менеджера салона Андрея Тонка, половина проданных здесь Ferrari, AstonMartin, Lamborghini и автомобилей других редких марок приобрели покупатели из других регионов, в том числе из Москвы. 50 % покупателей хотели купить и купили здесь именно новые автомобили. Некоторые из не праздных посетителей этого петербургского салона, воспользовавшись возможностью воочию познакомиться здесь с интересующим автомобилем, предпочитали более дешевые, пусть и более рискованные и хлопотные варианты: самостоятельную покупку за рубежом или заказ у перегонщиков. Заметим, что такой путь в ближайшее время будет связан с еще большими трудностями. 1 апреля было опубликовано вовсе не шуточное распоряжение ГТК «О согласовании стоимости автомобилей», ужесточающее правила таможенной очистки дорогих иномарок при их ввозе физическими лицами. Отныне оформление на физических лиц всех автомобилей из списка моделей класса «люкс» будет осуществляться только после согласования цены с ГУ ГТК РФ.

Кстати, недавно в автосалоне «Звезда Невы» - официального партнера «ДаймлерКрайслер Автомобили РУС» по автомобилям марки «Maybach», покупателю из Санкт-Петербурга был передан первый лимузин этой недавно возрожденной марки. Его владелец теперь может лично и в деталях узнать, что можно сделать с автомобилем за 640 тысяч евро.

Так держать

Начало текущего года показало, что прошлогодний успех в этом году будет закреплен. Об этом убедительно свидетельствуют итоги первых двух месяцев: лидеры идут с опережением графика прошлого года, а отстающие делают правильные выводы. Так компания Mercedes Car Group в России с 1 апреля 2004 года снизила цены на автомобили Mercedes - Benz. Как сообщается, этот шаг, прежде всего, направлен на привлечение новых покупателей, а также на снижение негативного эффекта от развития курса евро - доллар. Изменения цен коснулись практически всех модельных рядов - C, E, S, M и G-class, причем на некоторые модели автомобилей скидка составит около 5 тыс. евро.

Директор автоцентра «Sigma motors» Дмитрий Хребтов сообщает о планах обновления модельного автомобилей Volkswagen: «Еще в конце прошлого года на российский рынок вышел новый Multivan T5, абсолютно новая модель Touran. В апреле выходит Golf V, а в конце года новый Passat».

В этом году в нашем городе планируют открыть новые автоцентры сразу несколько компаний. Генеральный директор Автоцентра «Пулково» Александр Иванов считает, что «открытие нашего автоцентра заметно усилит позиции брэнда. Автоцентр «Пулково» - первое дилерское предприятие, полностью соответствующее корпоративным стандартам Volkswagen. Крупнейший сервисный центр (5000 м кв.) с новейшим высокотехнологичным оборудованием и пропускной способностью 40 автомобилей в день, стильный шоу-рум, самое удачное местоположение и энергичная профессиональная команда, костяк которой уже сформирован – все это позволит усилить авторитет марки, и обеспечит лучший сервис покупателям и владельцам автомобилей VW». ЗАО «Raiffaizenbank Austria» и ООО «Тойота Мотор» с 1 апреля 2004 года вводят новые условия кредитования на покупку автомобилей Toyota и Lexus. Снижается сумма первоначального взноса для покупателей новых автомобилей – 20 % вместо 30 %, появляется возможность взять кредит на срок до 60 месяцев. В этих условиях петербургские дилеры иномарок вполне могут освоить свои 10 - 15 % российского рынка, который, по прогнозам, в 2004 году вырастет еще на 30 % и в стоимостном выражении составит около 14 млрд. долларов.

Однако прогнозы в России – дело не благодарное и все может закончиться очередной пошлостью со стороны государства - повышением таможенных пошлин на ввоз иномарок. И тогда вновь желаниям автомобилистов станет намного сложнее совпасть с возможностями, а прогнозам – с реальностью.

Рейтинг марок по количеству проданных автомобилей в 2003 году
Марка Продажи в 2003 году Доля в российских продажах, %
1 Toyota 5000* 19,9
2 Daewoo 2500* 12,3
3 Ford 1970 9,5
4 Mitsubishi 1600 9,0
5 Opel 1300 17,8
6 Renault 1225 10,8
7 Mazda 1014 54,5
8 Volkswagen 944 14,9
9 Volvo 829 16,5
10 Hyundai 820 5,6
11 Peugeot 750 8,5
12 Citroen 680 21,5
13 Mercedes-Benz 542 16,9
14 Nissan 500 5,3
15 Kia 470 3,8
16 Skoda 450* 6,7
17 Honda 436 12,2
18 BMW 400 10,8
19 Audi 315 10,1
20 Land Rover 254 16,1
Всего  21899 11,8

* - экспертная оценка

Структура парка легковых иномарок в Санкт-Петербурге на конец 2003 года по маркам
Марка Доля парка, %
1 Volkswagen 18,4
2 Ford 11,8
3 Mercedes-Benz 9,8
4 Audi 7,0
5 Opel 6,8
6 Toyota 6,3
7 BMW 5,6
8 Volvo 4,0
9 Mitsubishi 3,5
10 Другие 26,8
Всего  100.0

По данным информационно-маркетинговой компании RSoft, Ltd

Николай Демидов