Автобизнес Санкт-Петербурга в 1996 – 2000 годах

Результаты мониторинга

В течение 5 лет (с 1996 по настоящее время) в Санкт-Петербурге проводился непрерывный мониторинг фирм и организаций, связанных с автомобильным бизнесом. Информация собиралась всеми доступными методами, включая телефонный опрос, и заносилась в специализированную базу данных, разработанную в виде электронного справочника. Кроме адресных данных в справочнике приведена информация, характеризующая с помощью системы ключевых слов виды бизнеса каждой компании. На сегодня в базе данных содержится 2500 записей о более чем 2200 петербургских компаниях.

Один раз в год по специальной системе запросов производился количественный анализ базы данных по числу компаний в каждом виде бизнеса. При этом данные группировались по постоянному классификатору, что позволяет производить сравнение и анализировать изменения. Разумеется, рассматриваемая база данных, как и любая другая, в каждый момент времени не является абсолютно достоверной по объему и актуальности. Поэтому данные анализировались в относительных величинах: в виде процентных долей числа компаний, занятых определенным видом бизнеса с учетом специализации, от общего числа компаний. При этом сумма процентных долей получается больше 100, так как многие компании имеют несколько видов бизнеса, а сумму процентов можно рассматривать в качестве косвенной характеристики уровня специализации автобизнеса. Результаты выборки и анализ количественных изменений начиная с 1997 года ежегодно публиковались на страницах нашего справочника.

В этом году проекту исполняется пять лет, поэтому представляется целесообразным не ограничиваться лишь новыми результатами, а провести анализ полученных данных за все пять лет, в течение которых осуществлялся мониторинг автобизнеса Санкт-Петербурга.

Сводные результаты количественной оценки базы данных за пять лет приведены в таблице 1. Анализ полученных данных показывает, что количественно структура автобизнеса довольно устойчива, особенно начиная с 1997 года. При общем росте числа компаний в базе данных (за пять лет почти в четыре раза) доли каждого вида бизнеса изменились не столь значительно. Тенденции этих изменений отражают как объективные процессы, происходящие в автобизнесе, так и некоторые субъективные факторы, в частности, экономический кризис 1998 года.

Динамика изменения абсолютного числа компаний в различных секторах автобизнеса проста: число компаний растет. Однако в процентных долях характер изменений более сложен. Рост процентной доли свидетельствует о том, что число компаний в данном секторе растет темпами, опережающими средний, а снижение процентной доли говорит об обратном. В свою очередь опережающий рост числа компаний является признаком наличия неудовлетворенного спроса и привлекательности этого сектора для предпринимателей.

Характерно, что единственным сектором, для которого характерен непрерывный рост процентной доли, является сектор пассажирских перевозок. Монотонное снижение доли характерно для сектора, связанного с продажей легковых автомобилей. Число компаний в остальных секторах изменялось более сложным образом. Так доля производственных фирм непрерывно снижалась до кризиса 1998 года, после чего произошел значительный рост. Зато инфраструктура автобизнеса (специализация “прочие”: автомобильные издания, услуги оценки, страхования и др.) после бурного роста вплоть до 1998 года в последние годы сбавила темпы своего развития.

В связи с ростом доли иномарок в структуре парка легковых автомобилей интересно рассмотреть динамику изменения секторов автобизнеса, ориентированных на импортные автомобили. Для этого в таблице 2 представлено распределение процентных долей компаний, ориентированных на отечественные автомобили и иномарки в рамках соответствующих специализаций. Как видно из представленных данных, опережающий рост характерен для числа фирм, занятых продажей запчастей и сервисом иномарок, в то время как доли компаний, специализирующихся на отечественных автомобилях, непрерывно снижаются. Из таблицы 2 также видно, что в секторе продажи автомобильных материалов все пять лет опережающими темпами растет доля фирм, торгующих маслами и автохимией, а доля топливных компаний снижается.

В целом ряде секторов автобизнеса наметилась стабилизация, когда доля компаний практически не изменяется, а рост их абсолютного числа равен среднему, отражающему темпы автомобилизации. В частности, стабильны доли компаний, занятых продажей грузовых автомобилей и запчастей для них, грузовыми перевозками и автосервисом грузовиков.

Сами по себе отмеченные тенденции для профессионалов может и не являются секретом, однако представленные результаты дают им количественную оценку, которая может быть полезна в том числе при проведении маркетинговых исследований. С другой стороны, за пять лет автобизнес прошел большой путь, поэтому в совершенствовании нуждается и некоторые элементы методики мониторинга. Так, например, во многих торговых секторах практически завершилось формирование оптового звена, которое резко отличается по объемам и технологии работы и должно быть отделено от розницы. В секторе автосервиса также выделились основные типы организации производства: сервисные службы автоцентров, СТО, автомастерские и сервисные центры по уходу за автомобилем. Это требует дальнейшего совершенствования системы ключевых слов и методики выборки данных. Поэтому работа над проектом будет продолжена и с ее результатами читатели справочника будут ознакомлены.

Сводная таблица структуры автобизнеса Санкт-Петербурга по числу компаний

Таблица 1

Доля компаний в процентах по годам

 

1996

1997

1998

1999

2000

Производство

3,7 3,3 3,1 4,0 5,2
Легковых 20,1 9,7 9,4 8,9 8,5
Грузовых 5,8 2,3 2,6 2,5 2,5
Автобусов и спецтехники 3,3 3,4 2,6 2,4 3,2
Запчасти 35,0 33,2 29,5 34,0 34,9
Материалы 5,5 10,9 11,5 10,8 9,2
Оборудование и инстру мент 2,0 3,3 3,2 3,8 3,1
Легковых 25,2 20,6 17,4 21,8 23,6
Грузовых 10,1 6,5 4,4 4,7 4,3
Грузовые 13,8 12,8 11,0 11,6 11,3
Пасса жирские 1,8 1,8 1,9 2,0 2,1
Хранение- 15,7 9,4 9,6 6,0 5,4
Обучение 6,3 5,4 9,1 8,0 6,5
Прочие 2,7 5,3 9,1 8,0 6,5
Всего долей 151,0 127,9 120,4 124,5 124,2

Распределение числа фирм с учетом углубленной специализации

Таблица 2

Доля в процентах в рамках специализации по годам

1996

1997

1998

1999

2000
отечественных 61 59 51 54 54
Импорт ных 39 41 49 46 46
Легковых отечест венных 55 51 47 43 37
Легковых импорт ных 30 32 35 38 45
Грузо вых 15 17 18 19 18
Топливо 42 39 32 31 28
Масла и авто химия 43 45 50 51 53
Автоэмали 15 16 18 18 19
Отечественных 70 68 66 64 57
Импортных 30 32 34 36 43

Николай Демидов