Автобизнес Санкт-Петербурга в 1996 – 2000 годах
Результаты мониторинга
В течение 5 лет (с 1996 по настоящее время) в Санкт-Петербурге проводился непрерывный мониторинг фирм и организаций, связанных с автомобильным бизнесом. Информация собиралась всеми доступными методами, включая телефонный опрос, и заносилась в специализированную базу данных, разработанную в виде электронного справочника. Кроме адресных данных в справочнике приведена информация, характеризующая с помощью системы ключевых слов виды бизнеса каждой компании. На сегодня в базе данных содержится 2500 записей о более чем 2200 петербургских компаниях.
Один раз в год по специальной системе запросов производился количественный анализ базы данных по числу компаний в каждом виде бизнеса. При этом данные группировались по постоянному классификатору, что позволяет производить сравнение и анализировать изменения. Разумеется, рассматриваемая база данных, как и любая другая, в каждый момент времени не является абсолютно достоверной по объему и актуальности. Поэтому данные анализировались в относительных величинах: в виде процентных долей числа компаний, занятых определенным видом бизнеса с учетом специализации, от общего числа компаний. При этом сумма процентных долей получается больше 100, так как многие компании имеют несколько видов бизнеса, а сумму процентов можно рассматривать в качестве косвенной характеристики уровня специализации автобизнеса. Результаты выборки и анализ количественных изменений начиная с 1997 года ежегодно публиковались на страницах нашего справочника.
В этом году проекту исполняется пять лет, поэтому представляется целесообразным не ограничиваться лишь новыми результатами, а провести анализ полученных данных за все пять лет, в течение которых осуществлялся мониторинг автобизнеса Санкт-Петербурга.
Сводные результаты количественной оценки базы данных за пять лет приведены в таблице 1. Анализ полученных данных показывает, что количественно структура автобизнеса довольно устойчива, особенно начиная с 1997 года. При общем росте числа компаний в базе данных (за пять лет почти в четыре раза) доли каждого вида бизнеса изменились не столь значительно. Тенденции этих изменений отражают как объективные процессы, происходящие в автобизнесе, так и некоторые субъективные факторы, в частности, экономический кризис 1998 года.
Динамика изменения абсолютного числа компаний в различных секторах автобизнеса проста: число компаний растет. Однако в процентных долях характер изменений более сложен. Рост процентной доли свидетельствует о том, что число компаний в данном секторе растет темпами, опережающими средний, а снижение процентной доли говорит об обратном. В свою очередь опережающий рост числа компаний является признаком наличия неудовлетворенного спроса и привлекательности этого сектора для предпринимателей.
Характерно, что единственным сектором, для которого характерен непрерывный рост процентной доли, является сектор пассажирских перевозок. Монотонное снижение доли характерно для сектора, связанного с продажей легковых автомобилей. Число компаний в остальных секторах изменялось более сложным образом. Так доля производственных фирм непрерывно снижалась до кризиса 1998 года, после чего произошел значительный рост. Зато инфраструктура автобизнеса (специализация “прочие”: автомобильные издания, услуги оценки, страхования и др.) после бурного роста вплоть до 1998 года в последние годы сбавила темпы своего развития.
В связи с ростом доли иномарок в структуре парка легковых автомобилей интересно рассмотреть динамику изменения секторов автобизнеса, ориентированных на импортные автомобили. Для этого в таблице 2 представлено распределение процентных долей компаний, ориентированных на отечественные автомобили и иномарки в рамках соответствующих специализаций. Как видно из представленных данных, опережающий рост характерен для числа фирм, занятых продажей запчастей и сервисом иномарок, в то время как доли компаний, специализирующихся на отечественных автомобилях, непрерывно снижаются. Из таблицы 2 также видно, что в секторе продажи автомобильных материалов все пять лет опережающими темпами растет доля фирм, торгующих маслами и автохимией, а доля топливных компаний снижается.
В целом ряде секторов автобизнеса наметилась стабилизация, когда доля компаний практически не изменяется, а рост их абсолютного числа равен среднему, отражающему темпы автомобилизации. В частности, стабильны доли компаний, занятых продажей грузовых автомобилей и запчастей для них, грузовыми перевозками и автосервисом грузовиков.
Сами по себе отмеченные тенденции для профессионалов может и не являются секретом, однако представленные результаты дают им количественную оценку, которая может быть полезна в том числе при проведении маркетинговых исследований. С другой стороны, за пять лет автобизнес прошел большой путь, поэтому в совершенствовании нуждается и некоторые элементы методики мониторинга. Так, например, во многих торговых секторах практически завершилось формирование оптового звена, которое резко отличается по объемам и технологии работы и должно быть отделено от розницы. В секторе автосервиса также выделились основные типы организации производства: сервисные службы автоцентров, СТО, автомастерские и сервисные центры по уходу за автомобилем. Это требует дальнейшего совершенствования системы ключевых слов и методики выборки данных. Поэтому работа над проектом будет продолжена и с ее результатами читатели справочника будут ознакомлены.
Сводная таблица структуры автобизнеса Санкт-Петербурга по числу компаний
Таблица 1
Доля компаний в процентах по годам |
|||||
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 | |
Производство |
3,7 | 3,3 | 3,1 | 4,0 | 5,2 |
Легковых | 20,1 | 9,7 | 9,4 | 8,9 | 8,5 |
Грузовых | 5,8 | 2,3 | 2,6 | 2,5 | 2,5 |
Автобусов и спецтехники | 3,3 | 3,4 | 2,6 | 2,4 | 3,2 |
Запчасти | 35,0 | 33,2 | 29,5 | 34,0 | 34,9 |
Материалы | 5,5 | 10,9 | 11,5 | 10,8 | 9,2 |
Оборудование и инстру мент | 2,0 | 3,3 | 3,2 | 3,8 | 3,1 |
Легковых | 25,2 | 20,6 | 17,4 | 21,8 | 23,6 |
Грузовых | 10,1 | 6,5 | 4,4 | 4,7 | 4,3 |
Грузовые | 13,8 | 12,8 | 11,0 | 11,6 | 11,3 |
Пасса жирские | 1,8 | 1,8 | 1,9 | 2,0 | 2,1 |
Хранение- | 15,7 | 9,4 | 9,6 | 6,0 | 5,4 |
Обучение | 6,3 | 5,4 | 9,1 | 8,0 | 6,5 |
Прочие | 2,7 | 5,3 | 9,1 | 8,0 | 6,5 |
Всего долей | 151,0 | 127,9 | 120,4 | 124,5 | 124,2 |
Распределение числа фирм с учетом углубленной специализации
Таблица 2
Доля в процентах в рамках специализации по годам |
|||||
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 | |
отечественных | 61 | 59 | 51 | 54 | 54 |
Импорт ных | 39 | 41 | 49 | 46 | 46 |
Легковых отечест венных | 55 | 51 | 47 | 43 | 37 |
Легковых импорт ных | 30 | 32 | 35 | 38 | 45 |
Грузо вых | 15 | 17 | 18 | 19 | 18 |
Топливо | 42 | 39 | 32 | 31 | 28 |
Масла и авто химия | 43 | 45 | 50 | 51 | 53 |
Автоэмали | 15 | 16 | 18 | 18 | 19 |
Отечественных | 70 | 68 | 66 | 64 | 57 |
Импортных | 30 | 32 | 34 | 36 | 43 |
Николай Демидов