Инвестиционно привлекательные компании машиностроительного комплекса с точки зрения перспектив развития фондового рынка.

ОАО «Пермские моторы»
Код РТС: PMOT
Сектор: машиностроение
Страна: Россия

ЦЕНА: 0,4 руб. ($0,014)
Прогноз: НИЖЕ РЫНКА
Характер прогноза: ДОЛГОСРОЧНЫЙ
Степень неопределенности: ВЫСОКАЯ

Историческая справка.

Открытое акционерное общество «Пермские моторы» учреждено в октябре 1992г. в процессе приватизации государственного предприятия «Моторостроитель». Оно было созданного в 1934г. и начало свою деятельность с освоения и производства поршневого авиамотора М-25 "Циклон" по лицензии фирмы "Кертис-Райт" (США).

В дальнейшем предприятия продолжило свое развитие как специализированный комплекс по производству авиадвигателей. В послевоенные годы «Пермские моторы» (в то время – моторостроительный завод №19) освоили и наладили выпуск двигателей практически для всех гражданских самолетов «Ту», а также двигателей для сверхзвуковых истребителей-перехватчиков МиГ-25 и МиГ-31. Позже было освоено производство жидкостного реактивного двигателя для первой ступени ракеты-носителя «Протон».

В результате ряда структурных преобразований ОАО «Пермские моторы» стало холдинговой компанией, уставный капитал которой был сформирован из контрольных или блокирующих пакетов ряда самостоятельных подразделений и предприятий Пермской области. Крупнейшими производственными предприятиями холдинга, составившими его основу, стали ОАО «Пермский моторный завод» (производство и ремонт авиационных двигателей), ОАО «Протон-Пермские моторы» (производство жидкостных ракетных двигателей), ОАО «Редуктор-Пермские моторы» (производство и ремонт вертолетных редукторов, производство запасных частей к ним) и ЗАО «Каскад-Пермские моторы» (производство мотоблоков различных модификаций).

На начало 1999г. холдинг имел следующую структуру (показаны только основные производственные подразделения; проценты обозначают долю участия в капиталах компаний, к которым направлены стрелки):

Продекларированные на общем собрании акционеров 25.06.1999г. планы развития ОАО «Пермские моторы» предусматривают, что оно должно постепенно полностью передать производственные функции другим предприятиям холдинга и полностью превратиться в компанию, которая будет заниматься управлением дочерними и зависимыми обществами.

К настоящему моменту структура холдинга неясна. Констатировать можно только то, что за период 1997-99гг. резко усилилось участие группы «Интеррос» в главных производственных предприятиях холдинга. Основные производственные мощности (ориентированные на производство авиационных двигателей и газотурбинных установок на их основе) выделены в ОАО «Пермский моторный завод», в капитале которого ОАО «Пермские моторы» не владеют контрольным пакетом. В это же общество переданы и некоторые пакеты акций, ранее принадлежавшие ОАО «Пермские моторы».

Впрочем, постоянное наличие значительных задолженностей предприятий холдинга по платежам в бюджет привело к тому, что 49% акций ОАО «Пермский моторный завод», принадлежащие ОАО «Пермские моторы», и 1,4% акций ОАО «Пермский моторный завод», принадлежащие АО «Интеррос», переданы в залог Российскому Фонду Федерального Имущества (РФФИ) в обеспечение выполнения обязательств.

Производство продукции.

В настоящее время производственные предприятия компании представляют собой законченный комплекс по производству авиадвигателей с полным технологическим циклом от производства заготовок до испытания и выпуска готовой продукции. Компания работает в тесной кооперации с ОАО «Авиадвигатель» – обществом, созданным в результате приватизации на основе конструкторского бюро им.Соловьева, разработки которого в течение всех прошедших лет выпускались на производственной базе «Пермских моторов».

Основные виды производственной деятельности:

  • серийное производство и ремонт на ОАО "Пермский моторный завод" следующих видов продукции;

  • авиационные двигатели ТРДД ПС-90А, ТРДД Д-30IIIс, ТРДДФ Д-30Ф6 и запасные части к ним;

  • газотурбинные установки ГТУ-2.5 на базе Д-30 для модернизации передвижных автоматизированных электростанций ПАЭС-2500 и реконструкции электростанций ЭГ-2500;

  • газотурбинные установки ГТУ-12П на базе ПС-90ГП1 для газоперекачивающих агрегатов ГПА-12 "Урал" и модернизации ГПА "Канберра";

  • газотурбинные установки ГТУ-16П на базе ПС-90ГП2 для газоперекачивающих агрегатов ГПА-16 "Урал".

  • производство жидкостных ракетных двигателей РД-253 для первой ступени ракеты-носителя "Протон" дочерним предприятием ЗАО "Протон-Пермские моторы";

  • производство и ремонт вертолетных главных и хвостовых редукторов ВР-8А, ВР-14, ВР-26, ВР-34, ХР-34, ВР-29, Р-25, Р-45 и производство запасных частей к вертолетным редукторам ВР-8А дочерним предприятием ЗАО "Редуктор–Пермские моторы";

  • производство мотоблоков различных модификаций, навесных орудий к мотоблокам, малогабаритных двигателей и запасных частей к этим изделиям, а также производство запасных частей к автомобильному двигателю М-412 дочерним предприятием ЗАО "Каскад-Пермские моторы".

  • Особое положение среди продукции, выпускаемой компанией, занимают двигатели семейства ПС-90, разработчиком которого является ОАО «Авиадвигатель». Двигатель ПС-90А первым (и единственным) в России получил международный сертификат. Он имеет характеристики на уровне зарубежных аналогов этого класса, оснащен электронными системами управления и контроля, выполнен с использованием модульного принципа сборки. Двигатель спроектирован на ресурс 25 тыс.ч., или 8000 полетных циклов. 20 февраля 1996г. ОАО «Пермские моторы» вручен сертификат Авиарегистра Межгосударственного авиационного комитета на производство двигателя ПС-90А. Сертификат на производство ПС-90А дает право перейти к новой методологии установления ресурса, то есть практически к эксплуатации по техническому состоянию без поэтапного увеличения назначенного и межремонтного ресурсов. Указанный двигатель устанавливается на новых российских авиалайнерах Ту-204 и его модификациях, Ил-76МФ и Ил-96-300. Сравнительный анализ технических характеристик ПС-90А с характеристиками зарубежных двигателей RB211 (Rolls-Royce) и PW2037 (Pratt&Whitney) показывает, что российский двигатель не только не уступает зарубежным, но по ряду параметров превосходит их. О высоком качестве ПС-90А говорит тот факт, что именно эти двигатели установлены на президентском самолете Ил-96-300. ПС-90А - единственный в России авиадвигатель, соответствующий самым жестоким мировым стандартам по экологическим требованиям, органичениям шума и разрешенный к эксплуатации в других странах.

    Большие надежды компания связывает с двигателями ПС-90А. Этот двигатель считается основным перспективным двигателем российской авиации. Учитывая длительные сроки разработки новых двигателей (разработка нового авиационного двигателя занимает около 10 лет), необходимость значительных затрат и сложное финансовое положение практически всех российских разработчиков этой продукции, в ближайшие годы вряд ли можно ожидать появления новых российских двигателей, которые были бы сопоставимы с ним по характеристикам. Однако пока объемы производства ПС-90А исчисляются единицами в год, в то время как производственные мощности ОАО «Пермские моторы» позволяют производить до 150 таких двигателей ежегодно.

    Динамика производства двигателей ПС-90

    Год

    1992

    1993

    1994

    1995

    1996

    1997

    1998

    Кол-во,ед

    42

    12

    3

    5

    5

    5

    3

    (данные за 1992-96гг. – по информации НИИЭАП)

    Показатели инвестиционной привлекательности эмитента

    Наименование показателя

    1995г.

    1996г.

    1997г.

    1998г.

    9 мес. 1999г.

    Выручка от реализации, тыс. руб. (тыс.$)

    297490 (72647)

    375919 (73753)

    374374 (64950)

    377044 (40367)

    57395 (2420)

    Чистая прибыль, тыс. руб. (тыс.$)

    33635 (8214)

    3103 (609)

    -14271 (-2476)

    -3932 (-421)

    9737 (411)

    EPS, руб. ($)

    0.085 (0.0208)

    0.008 (0.0016)

    -0.036 (-0.0062)

    -0.010 (-0.0011)

    0.025 (0.0011)

    ROS – рентабельность продукции

    0.209

    0.071

    0.050

    -0.021

    0.033

    Наименование показателя

    01.05.1996

    01.05.1997

    01.05.1998

    01.05.1999

    14.04.2000

    Рыночная цена обыкновенной акции, руб.

    0.25

    0.38

    0.6

    1.6

    0.4

    P/E – ratio

    2.94

    -47.50

    -16.67

    -160.00

    16.26

    Выручка от реализации/Капитализация

    3.01

    2.50

    1.58

    0.595

    0.363

    Dividend yield,, %

    0

    0

    0

    0

    0

    Payout Ratio, %

    0

    0

    0

    0

    0

    Количество акций: всего - 395815050, в т.ч.
    Обыкновенные - 395815050, привилегированные - 0.
    Номинальная стоимость акции: 1.5 руб.
    Уставный капитал: 593,722580 млн. рублей.
    Капитализация: 158.326 млн. рублей ($ 5.544 млн.)

    (в связи с низкой ликвидностью значения цены акций и зависящих от нее показателей носят оценочный характер)

    Краткая характеристика компании

     

    АО «Рыбинские моторы»
    Сектор: машиностроение
    Страна: Россия

    ЦЕНА:до 850 руб. ($30)
    Прогноз: ВЫШЕ РЫНКА
    Характер прогноза: ДОЛГОСРОЧНЫЙ
    Степень неопределенности: СРЕДНЯЯ

    Историческая справка.

    Годом рождения "Рыбинских моторов" считается 1916-й год, когда в Рыбинске при содействии французской фирмы "Рено" был создан один из первых российских автомобильных заводов - "Русский Рено". В 1924г. предприятие было переориентировано на производство авиационных моторов. Родоначальником этого направления стал двигатель М-17, который устанавливался на самолет-разведчик Р-5, тяжелые бомбардировщики ТВ-1, ТВ-3, самолеты АНТ-4 и АНТ-6. В 1937г. на самолетах АНТ-25 с моторами М-34Р, собранными на рыбинском заводе, экипажи В.П.Чкалова и М.М.Громова устанавливают мировые рекорды дальности при перелетах по марщрутам Москва - Северный полюс - Портленд, Сан-Джасинто (США).

    Освоение и производство в 30-40-х годах двигателей М-100, М-103, М-105 и М-107, созданных под руководством главного конструктора завода В.Я.Климова, выдвинуло предприятие в число лидеров отечественного авиационного двигателестроения. Эти двигатели устанавливались на истребители Як-1, Як-3, пикирующий бомбардировщик Пе-2. В годы Великой Отечественной войны серийно выпускался двигатель АШ-62ИР (конструктор А.Д.Швецов) для многоцелевого самолета Ан-2 и военно-транспортного Ли-2. В конце 40-х - начале 50-х гг. завод производил созданный А.Д.Швецовым двигатель Аш-73ТК, устанавливающийся на Ту-4, а позднее - на Ту-85.

    Особым периодом в истории предприятия является деятельность ОКБ под руководством В.А.Добрынина. В течение двух десятилетий им была разработана целая серия двигателей для стратегической авиации. Среди них ВД-4К для стратегического бомбардировщика Ту-85, ВД-7М для сверхзвукового дальнего разведчика Ту-22Р и РД-7М-2 для сверхзвукового дальнего ракетоносца Ту-22К. В 60-е годы был освоен серийный выпуск реактивных двигателей АЛ-7-Ф-1 конструктора А.М.Люльки, которые позволили развернуть производство сверхзвуковых истребителей Су-7Б, Су-9, Су-17 с изменяемой геометрией крыла.

    Этапное значение в истории завода имело освоение производства турбореактивных двигателей Д-ЗОКУ для пассажирского авиалайнера Ил-62М и Д-ЗОКП для военно-транспортного самолета Ил-76ТД и его модификаций. Эти двигатели серийно выпускаются до настоящего времени и кроме названных самолетов поставляются в модифицированном варианте на среднемагистральный пассажирский самолет Ту-154М.

    Используя конструкторские разработки Рыбинского конструкторского бюро (главный конструктор Колесов П.А.), предприятие в 70-80-х гг. выпускало двигатели РД-36-51А для первого в мире сверхзвукового пассажирского самолета Ту-144. Одновременно серийно производились двигатели РД-36, РД-38 для самолетов вертикального взлета и посадки Як-36 и Як-38, составлявших ударную мощь авианесущих крейсеров ВМФ, а также самолетов-амфибий А-40.

    Кроме того, уже более 40 лет предприятие осуществляет серийное производство дизельных двигателей различных модификаций для тракторов, экскаваторов, буровых установок, передвижных электростанций и других машин. ОАО «Рыбинские моторы» является первым в России производителем снегоходной техники. В декабре 1971г. был собран первый опытный образец снегохода «Буран», а всего было изготовлено более 200 тыс. машин различных модификаций: «Буран», «Буран-М», «Буран-3700», «Арктика», «Барс», «Икар», «Икар-МД». На площадях дизельного завода помимо производства снегоходов освоен выпуск трелевочной машины "Мул". На протяжении многих лет предприятие выпускает сепараторы молока "Сатурн", которые широко применяются в крестьянских и фермерских хозяйствах России.

    В 1992г. ОАО «Рыбинские моторы» было создано в связи с преобразованием государственного предприятия в акционерное общество. Оно продолжает производство авиационных двигателей военного и гражданского назначения и других видов продукции.

    Производство продукции.

    После осуществленного в 1996г. объединения завода “Рыбинские моторы” и конструкторского бюро моторостроения (РКБМ) в единую фирму, ОАО “Рыбинские моторы” превратилось в одну из первых в России широкопрофильных компаний, в которой сосредоточены все проектно-конструкторские, производственные, маркетинговые, сбытовые и сервисные мощности, способные полностью обеспечить жизненный цикл сложных технических систем — от разработки до длительной эксплуатации.

    Объемы производства продукции на «Рыбинских моторах» резко снизились по сравнению с периодом конца 80-х – начала 90-х годов. Так, если в 1992г. на предприятии был произведен 481 авиационный двигатель, то в 1994г. – 119, а в 1999г. – всего 21. Однако результаты последних лет свидетельствуют о том, что минимальный уровень производства, отмеченный в 1998г., преодолен. В 1999г. отмечен значительный рост производства почти по всем видам продукции, и активная политика компании по укреплению своих рыночных позиций и освоению новых видов производимой продукции позволяет рассчитывать на реалистичность предположений о дальнейшем росте производства.

    Динамика производства основных видов продукции ОАО «Рыбинские моторы» за 1996-99гг.

    Виды продукции

    1996г.

    1997г.

    1998г.

    1999г.

    Авиадвигатели:        

    производство

    33

    42

    24

    21

    Ремонт

    239

    313

    248

    341

    Всего

    272

    355

    272

    362

    Дизели

    7670

    5015

    4558

    7200

    Электроагрегаты

    90

    Снегоходы

    3647

    3980

    2432

    5296

    Сепараторы молока

    24120

    17229

    17677

    32715

    Показатели инвестиционной привлекательности эмитента

    Наименование показателя

    1997г.

    1998г.

    9 мес. 1999г.

    Выручка от реализации, тыс. руб. (тыс.$)

    1313487

    1226202 (131285)

    1736273 (73216)

    Чистая прибыль, тыс. руб. (тыс.$)

    252819

    79813 (8545)

    612843 (25843)

    EPS, руб. ($)

    317.52 (55.09)

    80.84 (8.66)

    664.93 (28.04)

    ROS - рентабельность продукции

    0.184

    0.226

    0.390

    Наименование показателя

    Значения показателей при различной цене акции

    Рыночная цена обыкновенной акции, руб. ($)

    285.3 (10.0)

    1141.2 (40.0)

    1997.1 (70.0)

    2853.0 (100.0)

    P/E – ratio

    0.429

    1.716

    3.003

    4.291

    Выручка от реализации за 9 мес.1999г./Капитализация

    7.643

    1.911

    1.092

    0.764

    Dividend yield,, % (по размеру дивидендов за 1998г.)

    0

    0

    0

    0

    Payout Ratio, % (по размеру дивидендов за 1998г.)

    0

    0

    0

    0

    Количество акций: всего - 796233, в т.ч.
    Обыкновенные - 796233, привилегированные - 0.
    Номинальная стоимость акции: 1000 руб.
    Уставный капитал: 796,233 млн. рублей.
    Капитализация: не имеет определенного значения в связи с низкой ликвидностью рынка акций предприятия

    Краткая характеристика компании

    most1_3.gif (4891 bytes)

     

    ОАО «Уфимское моторостроительное производственное объединение»
    Код РТС: UFMO
    Сектор: машиностроение
    Страна: Россия

    ЦЕНА: до 1,4 руб. ($0,05)
    Прогноз: ВЫШЕ РЫНКА
    Характер прогноза: ДОЛГОСРОЧНЫЙ
    Степень неопределенности: ВЫСОКАЯ

    Историческая справка.

    Уфимское моторостроительное производственное объединение (УМПО) было создано в 1925г. как предприятие по производству авиационных двигателей. За всю свою историю объединение выпустило 51 модель и модификацию авиационных моторов, которые устанавливались на 168 типах и модификациях военных и гражданских самолетов, в том числе на всемирно известных: МиГ-15, МиГ-19, МиГ-21, МиГ-21бис, МиГ-24БН, МиГ-27, Ил-28, Су-15, Су-22, Су-25, Су-27, Су-30, Су-34, Су-35, Ту-22М, Ту-160.

    С 1954г. УМПО известно как изготовитель агрегатов управления и трансмиссий к вертолетам различных моделей, в том числе к вертолетам фирмы “Камов” Ка-15, Ка-26, Ка-27, Ка-28, Ка-29, Ка-32, Ка-226 и вертолетам разработки КБ им.М.Л.Миля Ми-1, Ми-10К, Ми-6, Ми-26.

    Значительную долю объемов производства объединения составляют изделия народнохозяйственного назначения. УМПО выпускало двигатели внутреннего сгорания для автомобилей, которые производят АО "Москвич" (г.Москва) и АО "Ижмаш" (г.Ижевск), бензиновые двигатели внутреннего сгорания мощностью 5 и 8 л.с, снегоходы, мотоблоки, токарные станки. Мощности по производству автомобильных моторов были рассчитаны на выпуск до 400 тыс. шт. ежегодно.

    В 1993г. в связи с преобразованием государственного предприятия в акционерное общество в ходе реализации Государственной программы приватизации было зарегистрировано ОАО «Уфимское моторостроительное производственное объединение», которое продолжает осуществление тех же видов деятельности.

    Производство продукции.

    ОАО «Уфимское моторостроительное производственное объединение» (УМПО) до начала 90-х годов специализировалось на выпуске авиадвигателей для военных самолетов типа Су-27. В последние годы после резкого спада государственного оборонного заказа спектр выпускаемой продукции был расширен.

    В настоящее время основными видами деятельности предприятия являются производство и ремонт авиационных двигателей, автомобильных двигателей, производство мотоблоков и других изделий; начато также производство газоперекачивающих агрегатов и блочно-модульных энергетических установок.

    Хорошо известны производимые УМПО мотоблоки "Урал" базовой мощностью 5 л.с., способные работать с широким спектром навесных орудий (водяной насос, тележка, простой и роторный снегоуборщик, плуг, сенокосилка). В текущем году начато серийное производство нового мотоблока "Агрос", сделанного по "европейской" схеме (культиваторы имеют отдельный привод от мотора) и более высокую мощность (8 л.с.). Стандартными навесными орудиями для него являются снегоуборочная приставка, фреза, косилка, плуг, борона, тележка.

    УМПО – одно из немногих российских предприятий, выпускающих снегоходы. В 1999г. их выпуск составлял около 200 шт. ежемесячно. Снегоходы "Рысь" выпускаются в трех вариантах, в том числе в спортивном. Снегоходы УМПО не имеют международных экологических сертификатов и дополнительных сервисных функций (подогрев сидения и ручек, отделка по индивидуальным заказам и др.), но по техническим параметрам сопоставимы с зарубежными аналогами.

    Производство газоперекачивающих агрегатов (ГПА) и блочно-модульных энергетических установок является для УМПО новым видом деятельности. Совместно с НПП «Мотор» создана мини-электростанция мощностью 10 МВт, способная обеспечивать электрической и тепловой энергией жилой массив численностью до 30 тыс. человек.

    В 1999г. УМПО добилось увеличения объема выпуска продукции на 21,7%. В 2000г. планируется рост физического объема производства на 23%.

    Показатели инвестиционной привлекательности эмитента

    Наименование показателя

    1996г.

    1997г.

    1998г.

    3 мес. 1999г.

    Выручка от реализации, тыс. руб. (тыс.$)

    495179 (97151)

    755613 (131092)

    1013590 (108521)

    216425 (9552)

    Чистая прибыль, тыс. руб. (тыс.$)

    41186 (8080)

    90497 (15700)

    -43765 (-4686)

    12439 (549)

    EPS, руб. ($)

    0.175 (0.034)

    0.401 (0.070)

    -0.194 (-0.021)

    0.055 (0.002)

    ROS - рентабельность продукции

    0.048

    0.174

    0.171

    0.164

    Наименование показателя

    Значения показателей при различной цене акции

    Рыночная цена обыкновенной акции, руб. ($)

    0.283 (0.01)

    0.848 (0.03)

    1.697 (0.06)

    2.828 (0.10)

    P/E – ratio (по финансовым результатам за 1998г.)

    -1.457

    -4.372

    -8.744

    -14.573

    Выручка от реализации за 1998г./Капитализация

    13.469

    4.490

    2.245

    1.347

    Dividend yield,, % (по размеру дивидендов за 1998г.)

    0

    0

    0

    0

    Payout Ratio, % (по размеру дивидендов за 1998г.)

    0

    0

    0

    0

    Количество акций: всего - 266106022, в т.ч.
    Обыкновенные - 225518514, привилегированные - 40587508.
    Номинальная стоимость акции: 1 (один) руб.
    Уставный капитал: 266,106022 млн. рублей.
    Капитализация: не имеет определенного значения в связи с низкой ликвидностью рынка акций предприятия

    Краткая характеристика компании

     

    ОАО «ГАЗ»
    Код РТС: GAZA
    Сектор: машиностроение
    Страна: Россия

    ЦЕНА: 850 руб. ($30)
    Прогноз: ВЫШЕ РЫНКА
    Характер прогноза: СРЕДНЕСРОЧНЫЙ
    Степень неопределенности: СРЕДНЯЯ

    Историческая справка.

    31 мая 1929г. в Дирборне (США) между делегацией ВСНХ СССР и Г.Фордом был подписан договор, в соответствии с которым СССР получал от Ford Motor Co. техническую помощь при постройке и пуске нового автомобильного завода, право на изготовление у себя моделей “Форда” и обучение в США специалистов. 20 мая 1930г. в Горьком совместно с американцами началось строительство автомобильного завода. В 1932г. завод приступил к выпуску автомобилей. Первый грузовой автомобиль ГАЗ-АА был изготовлен 29 января 1932г. Основными чертами предприятия с 30-х годов стали ориентация на выпуск спектра сравнительно простых автомобилей в режиме поточногоь производства с максимальным использованием унифицированных деталей и узлов, непрерывная разработка новых конструкций автомобилей на основе базовых моделей, наличие вспомогательного производства, благодаря которому можно было сравнительно быстро переоборудовать основные мощности для изготовления новых машин.

    С момента своего пуска в 1932г. и до сегодняшнего дня Горьковский автомобильный завод неизменно сохраняет позиции одного из ведущих предприятий отечественного автомобилестроения. За свою историю ГАЗ освоил производство более 100 моделей автомобилей и выпустил их более 16 млн. штук. 16-миллионный с момента пуска завода автомобиль был выпущен 19 мая 2000г., им стал 6-местный автобус ГАЗ-2217-104 "Соболь-Баргузин". Сейчас ГАЗ - один из крупнейших в России производителей грузовых (до 1,5 т), легковых автомобилей среднего класса и колесной военной бронетехники.

    В 1992г. в ходе реализации Государственной программы приватизации производственное объединение "ГАЗ" было акционировано и преобразовано в акционерное общество открытого типа «ГАЗ» (АООТ «ГАЗ»). АООТ «ГАЗ» было зарегистрировано 21.12.1992г. распоряжением главы администрации Автозаводского р-на Нижнего Новгорода № 262. Предприятие является крупнейшим в Нижегородской области и имеет градообразующнее значение. Оно примерно на треть формирует областной и на две трети - городской бюджеты. АО «ГАЗ» занимает ведущее место на рынке труда Нижнего Новгорода и Нижегородской области.

    АО «ГАЗ» является влиятельной фигурой в российском машиностроении. В 1994г. по инициативе АО «ГАЗ» создана ФПГ «Нижегородские автомобили» с уставным капиталом 18,2 млн.руб. Ее учредили 39 предприятий. Доля АО «ГАЗ» - 25,5%. На начало 2000г. участниками ОАО «Центральная компания ФПГ «Нижегородские автомобили» являются 48 предприятий, банков, страховых компаний России и стран СНГ (в том числе АО "ГАЗ", АО "Заволжский моторный завод", АО "Павловский автобус", АО "Автобанк", АО "Нижнекамскшина", АО "Ярославский завод дизельной аппаратуры", АО "Кировский шинный завод", АО "Борский стекольный завод"). В 1999г. общий объем промышленного производства группы составил более 41 млрд.руб. Положение лидера ФПГ способствует повышению влияния АО «ГАЗ», позволяет более эффективно решать вопросы снабжения комплектующими.

    Сегодня открытое акционерное общество «ГАЗ» представляет собой мощный современный производственный комплекс, состоящий из 6 крупных заводов (помимо головного завода, это "Велозавод", Арзамасский машиностроительный завод, Заволжский завод гусеничных тягачей, Саранский завод автосамосвалов, АО "Бодом" - предприятие по производству тормозной аппаратуры), 11 специализированных производств, включающих 180 цехов, и сети дочерних предприятий, включающей научно-технический центр и испытательный полигон, 3 строительных треста ("ГАЗжилстрой", "ГАЗпромстрой", "ГАЗстройиндустрия"), культурно-спортивные сооружения, медицинские и оздоровительные комлексы, агропромышленный комбинат и ряд других объектов.

    По масштабам своей производственной деятельности ГАЗ относится к числу крупнейших российских предприятий. В рейтинге крупнейших по объему реализации за 1998г. российских компаний «Эксперт-200» он занимает 17-е место, а среди машиностроительных компаний – 2-е место, уступая только ОАО «АвтоВАЗ». ГАЗ обеспечивает около 5% от общего объема промышленной продукции, выпускаемой предприятиями российского машиностроительного комплекса. На заводе работает около 110 тыс. человек; кроме того, обеспечивается занятость 350 тыс. человек в смежных отраслях.

    Основное и вспомогательное производство позволяет компании изготавливать все детали автомобиля, за исключением электрооборудования, резины и стекла. Основное производство представляет собой комплекс из 5 структурных единиц, не имеющих прав юридического лица: завод автомобильных моторов, завод коробок скоростей, завод штампов и пресс-форм, завод мостов грузовых автомобилей, деревообрабатывающий завод "Новая сосна".

    Наиболее ответственные и трудоемкие участки производства автомобилей - штамповочное производство, а также цех сборки и сварки кузовов и кабин - оснащены современным импортным оборудованием, которое применяется многими крупными иностранными автомобильными корпорациями. В цехе штамповки установлены две японские линии Komatsu, которые позволяют в автоматическом режиме из листов металла штамповать все основные крупные детали кузова автомобиля. Цех сборки и сварки кабин имеет 14 роботизированных линий. На них установлены роботы западногерманской фирмы Kuka, а также унифицированные с ними роботы, производимые на Волжском автомобильном заводе. К вспомогательному производству относится станкостроение. С его помощью ГАЗ изготавливает для основного производства металлорежущие станки, автоматические линии, некоторые виды литейного и кузнечно-прессового оборудования а также металлорежущий, измерительный и прочий инструмент.

    Имея наиболее устойчивое финансовое положение среди автомобилестроительных предприятий и хорошие связи с местными и федеральными органами власти, ГАЗ в последние годы сумел реализовать ряд мер по модернизации своих производственных мощностей за счет выпуска облигационного займа и получения инвестиционных кредитов как в стране, так и за рубежом. За счет этих источников в последние годы был введен в эксплуатацию комплекс для окраски цельнометаллических фургонов “ГАЗелей” американской фирмы Haden, введена в эксплуатацию автоматическая линия по изготовлению дисков колес для автомобилей ГАЗ-3110 немецкой фирмы Kiesepling, испытательные стенды фирмы Bosch, приобретена лицензия австрийской фирмы Steyr на производство четырех-, пяти- и шестицилиндровых дизельных двигателей и начато их производство; введен в эксплуатацию комплекс по антикоррозионной обработке кузовов по технологии швейцарской фирмы Waxoyl, обеспечивающий антикоррозийную обработку 430 кузовов в день с гарантийным периодом защиты от перфорированной коррозии кузова легковых автомобилей 6 лет. На производственных площадях завода организовано совместное с фирмой Lear производство сидений. Создано совместное российско-чешское предприятие "Бранорос" (г. Кстово, Нижегородская обл.) по производству автомобильных замков для техники марки "ГАЗ". Ведутся работы с фирмой Autolive по производству подушки безопасности для легкового автомобиля.

    ГАЗ имеет широкий круг поставщиков материалов и комплектующих, необходимых для производства автомобилей. Около 1100 заводов России поставляют на ГАЗ более 13 тыс. наименований комплектующих изделий, материалов и металлопродукции. В их число, в частности, входят: поставщики металлопроката – АО «Северсталь» (Череповецкий металлургический комбинат), АО «Магнитогорский металлургический комбинат», АО «Новолипецкий металлургический комбинат»; производители шинной продукции – АО «Нижнекамскшина», АО «Ярославский шинный завод», АО «Кировский шинный завод»; АО «Заволжский моторный завод» – поставщик двигателей для автомобилей; АО «Автоприбор» (г.Владимир) – производитель электроприборов; АО «Автосвет» (Владимирская обл.) – производитель блок-фонарей и других осветительных приборов; АО “Завод им.А.М.Тарасова» (г.Самара) – производитель генераторов, стартеров и запасных частей к ним. К поставщикам АО «ГАЗ» относятся также АО «Ярославский завод топливной аппаратуры» (г.Ярославль), АО «Теплообменник» (г.Н.Новгород), АО «Борский стекольный завод» (Нижегородская обл.) и многие другие предприятия. Лучшими своими поставщиками по итогам 1999г. ГАЗ назвал ОАО «Балаковрезинатехника» (г.Балаково), ОАО «Автоэлектроника» (г.Калуга), ОАО «Северсталь» (г.Череповец), ЗАО «Петросталь» (г.С.-Петербург), комбинат «Искож» (г.Нефтекамск), НПП «Полипластик-Сервис» (г.Москва).

    В настоящее время уровень кооперации на АО «ГАЗ» составляет около 40%, а 60% всех комплектующих изделий изготавливается в подразделениях завода. В то же время на ведущих автомобильных фирмах мира уровень кооперации составляет 70-80%, то есть более 70% стоимости автомобиля приходится на комплектующие, которые компании сами не производят, а заказывают на стороне. Их собственный вклад в готовый автомобиль – менее 30% его себестоимости. Это, как правило, мотор, кузов, сборка и окраска машины. Вся остальная начинка – а это тысячи деталей – производится на других фирмах. В направлении перехода к такой модели производства планирует развиваться и АО «ГАЗ».

    Производство продукции.

    До настоящего времени ОАО "ГАЗ" остается единственной в России компанией, одновременно выпускающей продукцию столь широкой гаммы: легковые автомобили среднего класса, легкие и средние грузовики, микроавтобусы, автомобили специального назначения.

    Кроме того, в сферу деятельности компании входят:

    В 80-е годы ежегодно выпускалось до 400 тыс. автомобилей, 80% из которых составляли грузовики. В 90-х годах ситуация изменилась. В российском автомобилестроении был отмечен серьезный спад производства, причем в первую очередь производства грузовых автомобилей. В 1995г. в России было выпущено 75,7% легковых автомобилей, всего 21,2% грузовых автомобилей и 69,8% автобусов и микроавтобусов по отношению к уровню производства в 1990г. ОАО «ГАЗ» приступило к реструктуризации производства, которая была наиболее серьезной в производстве грузовых автомобил.

    ГАЗ сумел не допустить резкого падения производства, увеличив за 1991-95гг. почти на 65% ежегодный выпуск легковых автомобилей, спрос на которые сохранялся на достаточно высоком уровне. В соответствии с планом реструктуризации производства в 1994г. было освоено производство полуторатонного грузового автомобиля ГАЗ-3302 "ГАЗель" и его модификаций, в 1998-99гг. – семейства автомобилей "Соболь" и "Соболь-Баргузин", а также нового полноприводного автомобиля средней грузоподъемности "Садко". Ежегодно в течение последних 6 лет ОАО «ГАЗ» наращивает темпы и объемы производства товарной продукции.

    Динамика производства автомобилей на ОАО «ГАЗ» за 1990-99гг.

    Тип автомобилей

    1990г.

    1994г.

    1995г.

    1996г.

    1997г.

    1998г.

    1999г.

    Грузовые автомобили

    296000

    72390

    81619

    80375

    87482

    85922

    98259

    Легковые автомобили

    72000

    105654

    118673

    124284

    124339

    125398

    125486

    Автобусы и микроавтобусы

    -

    -

    -

    4482

    8596

    11174

    15966

    ВСЕГО

    368000

    178044

    200292

    209141

    220417

    222494

    239711

    Приведенные данные показывают, что на протяжении последних пяти лет предприятие постоянно наращивает объемы производства. Не стал исключением и 1998 год, оказавшийся сложным для большинства российских предприятий из-за финансового кризиса, вызвавшего девальвацию рубля и резкое сокращение платежеспособного спроса. Это объясняется правильно выбранной стратегией развития, ориентированной на выпуск моделей автомобилей, в наибольшей степени соответствующих запросам потенциальных покупателей. Именно этим вызвана переориентация в 90-х годах на выпуск легких грузовых автомобилей, повышение роли производства легковых автомобилей и освоение производства микроавтобусов.

    Успешная работа предприятия по освоению новых образцов автомобильной техники стала возможной благодаря предпринятым в начале 90-х годов мерам по сокращению сроков подготовки освоения производства новых автомобилей, позволившим уменьшить их в 4,5 раза. Так, начав в 1994г. производство автомобиля ГАЗ-3302 "ГАЗель", в 1996г. ГАЗ обеспечил выпуск всей гаммы автомобилей семейства "ГАЗель": грузовых фургонов общего назначения, грузопассажирского варианта "Комби", микроавтобуса, милицейского и медицинского автомобилей.

    В 1998-99гг. было освоено производство семейства автомобилей "Соболь" и "Соболь-Баргузин". Новое семейство автомобилей "Соболь" сохранило традиционные качества популярных автомобилей "ГАЗель" – простоту конструкции, неприхотливость в обслуживании и приспособленность к эксплуатации в различных дорожных условиях. Кроме того, автомобили "Соболь" обладают целым рядом новых потребительских свойств: благодаря укороченной на 140 мм по сравнению "ГАЗелью" колесной базе и 660 мм габаритной длине они способны легко маневрировать в плотном городском потоке, а конструктивные изменения передней подвески и эргономичный салон обеспечивают устойчивость на высоких скоростях, плавность хода и повышенный комфорт как для водителя, так и для пассажиров.

    Сейчас в структуре выпуска продукции ГАЗа преобладают легкие грузовики "ГАЗель" и легковые автомобили "Волга", быстро увеличивается выпуск микроавтобусов "ГАЗель" и "Соболь".

    Показатели инвестиционной привлекательности эмитента

    Наименование показателя

    1995г.

    1996г.

    1997г.

    1998г.

    1999г.

    Выручка от реализации, млн. руб. (млн.$)

    6692,3 (1634,2)

    9502,1 (1864,2)

    12749,8 (2212,0)

    14555,9 (1558,4)

    24291,4 (998,3)

    Чистая прибыль, млн. руб. (млн.$)

    1135,4 (277,3)

    572,4 (112,3)

    984,115 (170,7)

    238,3 (25,5)

    1081,1 (44,4)

    EPS, руб. ($)

    244,98 (59,82)

    122,75 (24,08)

    214,07 (37,14)

    48,95 (5,24)

    235,76 (9,69)

    ROS – рентабельность продукции

    0,186

    0,087

    0,118

    0,098

    0,083

    Наименование показателя

    01.05.1996

    01.05.1997

    01.05.1998

    01.05.1999

    15.06.2000

    Рыночная цена обыкновенной акции, руб. ($)

    93,86 (19)

    305,49 (53)

    877,16 (143)

    531,52 (22)

    849,90 (30)

    P/E – ratio

    0,383

    2,489

    4,098

    10,858

    3,605

    Выручка от реализации/Капитализация

    13,805

    6,081

    2,931

    5,656

    5,834

    Dividend yield,, %

    3,196

    0,982

    0,342

    0,564

    0,353

    Payout Ratio, %

    3,849

    5,616

    3,236

    12,999

    2,865

    Количество акций: всего - 5965193, в т.ч.
    Обыкновенные - 4511693, привилегированные - 1453500.
    Номинальная стоимость акции: 1.0 руб.
    Уставный капитал: 5965,193 тыс. рублей.
    Капитализация: 4163.909 млн. рублей ($ 146.979 млн.)

    Краткая характеристика компании

    ОАО «ГАЗ» является одним из крупнейших машиностроительных предприятий России, уступая по выручке от реализации лишь «АвтоВАЗу». Удельный вес продукции АО «ГАЗ» в общем объеме производства автомобилей в России составил по итогам 1999 года: легковые автомобили – 13,51%, грузовые – 56,77%, автобусы – 32,96%.

    На протяжении последних 5-и лет наблюдается устойчивый рост объемов выпуска продукции, и ожидается сохранение этой тенденции. За 5 месяцев 2000г. рост приозводства составил 2,5%. АО «ГАЗ» имеет наиболее благоприятное финансовое положение по сравнению с другими крупными автомобилестроительными предприятиями, такими, как «АвтоВАЗ», «ЗИЛ», «УАЗ», «КамАЗ».

    Среди российских автомобилестроительных предприятий АО «ГАЗ», производящее легковые и грузовые автомобили и микроавтобусы, является наиболее многопрофильным. Реализуется проект серийного производства дизельных двигателей по лицензии фирмы Steyr. В ближайшее время АО «ГАЗ» намерено выйти на рынок автомобилей повышенной проходимости. Предприятие имеет комплексную программу развития на ближайшие годы, предусматривающую повышение уровня качества и стоимости выпускаемых автомобилей, развитие автосборочных производств в различных регионах России и других странах, увеличение экспорта.

    Деятельность АО «ГАЗ» пользуется поддержкой местных и федеральных органов власти России. При государственной поддержке создано совместное предприятие «Нижегород моторс» с участием АО «ГАЗ», FIATа и ЕБРР по организации производства легковых автомобилей малого класса. Участие в проекте позволит АО «ГАЗ» получить доступ к передовым технологиям для производства автомобилей мирового класса.

    Акции ОАО «ГАЗ» являются наиболее ликвидными среди акций российских машиностроительных компаний. С начала функционирования РТС обыкновенные акции ОАО «ГАЗ» входят в число допущенных к обращению ценных бумаг. Акции ОАО «ГАЗ» представляются недооцененными относительно других российских ценных бумаг со сравнимым уровнем ликвидности, что скорее всего связано с низким уровнем активности на российском фондовом рынке.

     

    ОАО «АвтоВАЗ»
    Код РТС: AVAZ
    Сектор: машиностроение
    Страна: Россия

    ЦЕНА: 48 руб. ($1,75)
    Прогноз: ВЫШЕ РЫНКА
    Характер прогноза: ДОЛГОСРОЧНЫЙ
    Степень неопределенности: ВЫСОКАЯ

    Историческая справка .

    20.07.1966г. было принято правительственное постановление о строительстве в городе Тольятти завода по производству легковых автомобилей. Строительство велось с 1967г. по 1973г. в тесном сотрудничестве с итальянским автомобильным концерном FIAT, принимавшим также участие в разработке проекта завода и конструкции автомобиля. В декабре 1973г. весь комплекс Волжского автозавода мощностью 660 тыс. автомобилей в год был принят в эксплуатацию. Создание крупнейшего в Восточной Европе автомобильного завода было основой программы организации производства первого массового автомобиля в бывшем СССР.

    Модель первого автомобиля, произведенного на заводе, была разработана на базе модели FIAT-124. 19.04.1970г. на главном конвейере завода был собран первый автомобиль ВАЗ-2101. В последующие годы процесс технологической модернизации, развития производства на заводе продолжался непрерывно. Были созданы мощности по выпуску полноприводного автомобиля повышенной проходимости ВАЗ-2121, модернизированных автомобилей классической компановки ВАЗ-2104, ВАЗ-2105, ВАЗ-2106, ВАЗ-2107, переднеприводных автомобилей ВАЗ-2108, ВАЗ-2109, ВАЗ-21099, ВАЗ-2110, автомобилей особо малого класса ВАЗ-1111.

    Параллельно со строительством Волжского автозавода создавались сотни предприятий - поставщиков материалов и комплектующих изделий. 13.07.1971г. на базе головного завода было создано Волжское объединение по производству легковых автомобилей (ПО «АвтоВАЗ»). 05.01.1993г. в ходе реализации Государственной программы приватизации производственное объединение «АвтоВАЗ» преобразовано в акционерное общество открытого типа, а в 1996г. оно стало открытым акционерным обществом.

    В настоящее время «АвтоВАЗ», являющийся крупнейшим машиностроительным предприятием России, представляет собой мощный современный производственный комплекс. На сегодняшний день производственные мощности предприятия рассчитаны на производство до 750 тыс. легковых автомобилей в год. Это составляет около 75% общероссийских мощностей по производству легковых автомобилей и более 90% мощностей по производству легковых автомобилей малого класса. Основу комплекса составляет Волжский автозавод, расположенный в г.Тольятти и включающий в себя шесть основных производств:

    Помимо них, существует большое количество вспомогательных производств (энергетическое, производство пресс-форм и др.). АО «АвтоВАЗ» обладает развитыми станко-инструментальными подразделениями, изготавливающими специальное технологическое оборудование, оснастку, режущий инструмент, калибры для собственных нужд и внешних заказчиков, а также автомобильные аксессуары и товары бытового назначения.

    АО «АвтоВАЗ» имеет представительство в Москве и склады готовой продукции в Санкт-Петербурге, Самаре, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Чеховском р-не Московской обл., Краснодаре, Новосибирске, Саратовской обл., Ростове-на-Дону, Волгограде, Республике Татарстан (Нижнекамске и Казани).

    С 1986г. начались работы по созданию научно-технического центра, и в настоящее время среди российских автомобилестроительных предприятий АО «АвтоВАЗ» имеет самый современный и многофункциональный научно-технического центр, обладающий необходимым оборудованием для проектных, исследовательских, испытательных работ, а также опытно-промышленным производством для выпуска до 3000 автомобилей и 10000 агрегатов в год.

    Кроме головного предприятия – Волжского автомобильного завода – в состав АО «АвтоВАЗ» входят дочерние предприятия. АО «АвтоВАЗ» владеет контрольными пакетами более 170 предприятий и является участником еще более 60 предприятий. Среди них большинство составляют производители комплектующих, дилеры и торговые партнеры, вспомогательные и обслуживающие предпрития.

    В производственно-хозяйственную структуру АО «АвтоВАЗ» входят три департамента (департамент развития; департамент работы с персоналом; генеральный департамент финансов, экономики, маркетинга, торговли и технического обслуживания автомобилей) и шесть отраслевых дирекций (дирекция по производству; техническая дирекция; коммерческая дирекция; дирекция по информационным системам; дирекция по охране собственности и правопорядка; дирекция качества).

    Организационная структура ОАО «АвтоВАЗ»

    most1_7.gif (5435 bytes)

    Руководством «АвтоВАЗа» было объявлено о намерении провести реформирование предпирятия, в результате которого оно должно быть разделено на 9 самостоятельных бизнес-единиц – автомобильное, инструментальное, станкостроительное, вспомогательное, энергетическое производства, производство штампов и пресс-форм, службу переработки промышленных отходов, научно-технический центр и управление социальной сферой. По мнению руководства, это должно повысить самостоятельность подразделений и усилить контроль за финансовыми, товарными и материальными потоками. Пока, однако, перспективы такого реформирования неясны. В соответствии с соглашением о реструктуризации задолженности перед госбюджетом, «АвтоВАЗ» не имеет права проводить реорганизацию без согласия государства. Получение же такого согласия на формирование бизнес-единиц в виде отдельных обществ маловероятно, поскольку они могут быть использованы для переориентации финансовых потоков.

    АО «АвтоВАЗ» связано производственной кооперацией с более чем 700 предприятиями-смежниками, поставляющими необходимые материалы и комплектующие изделия для сборки автомобилей. Одними из основных поставщиков изделий металлогруппы являются ОАО «Северсталь» (г.Череповец) – 18,5% в общем объеме поставок в 1999г., ЗАО «Арлан-СБ» (г.Москва) – 18,5%, ОАО «Новолипецкий металлургический комбинат» - 13,7%, ООО «МагТолМет» (г.Тольятти) – 11,8%; импортные поставки изделий металлогрупы в 1999г. составили 8%. К крупнейшим поставщикам резино-технических изделий относятся ОАО «Балаковорезинотехника» (в 1999г. – 15,3% в общем объеме поставок резино-технических изделий), ОАО «Борский стекольный завод» (10,2%), ООО «Шинсырьеснаб», г.Москва (13%), ОАО «Пластик», г.Сызрань (35,8%), зарубежные поставщики (14,8%). Электроизделия и электротехнику на АО «АвтоВАЗ» поставляют АО «Завод им.А.М.Тарасова» (г.Самара) - производитель генераторов, стартеров и запасных частей к ним, АО «Автоприбор» (г.Владимир) – производитель электроприборов, АО «Автосвет» (Владимирская обл.) – производитель блок-фонарей и других осветительных приборов, и целый ряд других предприятий.

    Вместе с тем Волжский автомобильный завод (как и другие крупнейшие российские автозаводы – Горьковский, Ульяновский, Камский и др.) с самого начала создавался как единый производственный комплекс, объединяющий в своем составе почти все производства, необходимые для выпуска автомобилей. Такая централизация производства нехарактерна для мировой автомобилестроительной промышленности, и в последние годы АО «АвтоВАЗ» предпринимало действия по децентрализации производства. Эти действия являются первым шагом в реализации стратегической линии на передачу основных производственных функций поставщикам и концентрацию самого предприятия на маркетинге и продвижении автомобилей.

    Производство продукции.

    ОАО «АвтоВАЗ» - крупнейший в России производитель легковых автомобилей. Производство легковых автомобилей малого класса (с рабочим объемом двигателя около 1,5 л) является главным видом деятельности предприятия, обеспечивающим ему более 90% доходов. За свою более чем 30-летнюю историю на заводе собрано более 19 млн. легковых автомобилей различных моделей.

    Практически постоянно предприятие работало с высоким уровнем загрузки производственных мощностей. В начале 90-х годов, когда наблюдалось обвальное падение производства в машиностроении, объемы производства на «АвтоВАЗе» также снизились, однако в гораздо меньшей степени, чем на большинстве других машиностроительных предприятий. Пик падения производства пришелся на 1994г., в котором количество произведенных автомобилей составило 72% от уровня 1990г. Однако затем в течение трех лет наблюдался непрерывный рост производства. В 1998г. было отмечено серьезное падение, вызванное существенным сокращением продаж в 1-й половине года, однако после резкой девальвации рубля в августе-сентябре 1998г. спрос на автомобили «АвтоВАЗа» вновь повысился, и в 1999г. производтво автомобилей возросло почти на 14%.

    В настоящее время АО «АвтоВАЗ» выпускает 10 основных моделей легковых автомобилей: ВАЗ-2104, ВАЗ-2105, ВАЗ-2106, ВАЗ-2107, ВАЗ-2108, ВАЗ-2109, ВАЗ-21099, ВАЗ-2110, ВАЗ-21213, ВАЗ-2111, ВАЗ-2112, ВАЗ-2115. Кроме того, дочерними предприятиями акционерного общества освоено серийное производство пикапов, фургонов, бронированных и других автомобилей специального назначения.

    Наиболее массовой и популярной моделью из производимых ОАО «АвтоВАЗ» автомобилей является "шестерка" ВАЗ-2106 – классический заднеприводной "седан" с рабочим объемом двигателя 1,3-1,6 л и мощностью 47-58,8 кВт. Выпуск модели ВАЗ-2106 начат еще в 1976г. К этому же семейству относятся модели ВАЗ-21043 ("универсал"), ВАЗ-21053 ("седан"), ВАЗ-2107 ("седан" с улучшенным внешним дизайном). Все они имеют карбюраторные двигатели. Эта группа автомобилей позиционируется «АвтоВАЗом» как недорогие (с 20.05.2000г. заводские отпускные цены на эти модели в максимальной комплектации лежат в диапазоне 70-80 тыс.руб.) практичные автомобили для повседневного использования.

    Модель ВАЗ-2108 открывает модельный ряд переднеприводных автомобилей семейства "Самара". К нему относятся модели ВАЗ-2108 (3-дверный "хэтчбек"), ВАЗ-2109 (5-дверный "хэтчбек"), ВАЗ-21099 ("седан"). Они отличаются большей экономичностью и более современным внутренним и внешним дизайном. Комплектуются карбюраторными двигателями или двигателями с системой распределенного впрыска топлива. Диапазон цен – 105-118 тыс.руб. (кроме усовершенствованных моделей ВАЗ-21099-04, ВАЗ-21099-23, цена которых близка к 130 тыс.руб.).

    Серию "Самар" продолжают усовершенствованные модели ВАЗ-2110 ("седан"), ВАЗ-2111 (5-дверный "универсал"), ВАЗ-2112 (5-дверный "хэтчбек"). Базовой моделью семейства является модель ВАЗ-2110. Эти автомобили имеют современный дизайн, двигатели, оснащенные электронной системой управления впрыском топлива и зажиганием, повышенную экологичность. Результат значительной модернизации модели ВАЗ-21099 представляет собой ВАЗ-2115 с видоизмененной формой кузова, комфортабельным интерьером, рядом изменений в механической части автомобиля. Диапазон цен – 137-161 тыс.руб., несколько дешевле модель ВАЗ-2115 с карбюраторным двигателем – около 135 тыс.руб.

    К числу традиционных моделей «АвтоВАЗа» принадлежит полноприводный внедорожник "Нива" – ВАЗ-21213. Он характеризуется повышенной проходимостью (крутые подъемы, распутица, бездорожье), имеет 5-дверный салон, двигатель с рабочим объемом 1,7 л и мощностью 58 кВт. С 20.05.2000г. отпускная цена модели с карбюраторным двигателем составляет около 87 тыс.руб.

    В 1997-99гг. предприятием предпринимались усилия по изменению структуры выпуска автомобилей, направленные на снижение объемов выпуска наиболее популярной, но устаревшей модели ВАЗ-2106 и продвижение на рынок "десятки" - модели ВАЗ-2110. В результате в 1999г. модель ВАЗ-2110 стала лидером по объему производства по сравнению с другими моделями «АвтоВАЗа».

    Структура выпуска автомобилей ОАО «АвтоВАЗ» в 1998-99гг.

    Производимые модели

    Число произведенных автомобилей, шт.

    % в общем объеме выпуска автомобилей

    1998г.

    1999г.

    1998г.

    1999г.

    ВАЗ-21043

    50783

    53153

    8,54

    7,84

    ВАЗ-21053

    50400

    56029

    8,48

    8,27

    ВАЗ-2106

    110827

    82547

    18,64

    12,18

    ВАЗ-2107

    77765

    92131

    13,08

    13,59

    ВАЗ-2108

    20628

    18305

    3,47

    2,70

    ВАЗ-2109

    71033

    85560

    11,95

    12,63

    ВАЗ-21099

    83539

    97100

    14,05

    14,33

    ВАЗ-2110

    62819

    100863

    10,57

    14,88

    ВАЗ-21213 ("Нива")

    57981

    65065

    9,75

    9,60

    ВАЗ-2111

    -

    14997

    0,00

    2,21

    (по информации ОАО «АСМ-Холдинг»)

    В 2000г. рост производства продолжился, но более низкими темпами, чем в 1999г. В 1-м полугодии «АвтоВАЗ» выполнил план по производству продукции на 104,5%, выпустив 344385 автомобилей против 328479 автомобилей в 1-м полугодии 1999г. (рост на 4,8%). При этом несколько сократилось производство моделей ВАЗ-21053, ВАЗ-2106, ВАЗ-2109 и даже (по данным за январь-май 2000г.) ВАЗ-2110, но увеличился выпуск моделей ВАЗ-2107, ВАЗ-2108, ВАЗ-21099, ВАЗ-21213; особенно резко возросло производство модели ВАЗ-2111. Возобновлено производство ВАЗ-2103. На главном конвейере начато производство новых моделей – последней из семейства "2110" ВАЗ-2112 и из серии "Самара-2" ВАЗ-2115.

    АО «АвтоВАЗ» является не только производителем автомобилей, но и крупным производителем автомобильных компонентов – от двигателей до коробок передач и бамперов. Двигатели «АвтоВАЗа» поставляются на АО «ЗИЛ» и АО «Ижмаш-Авто». «АвтоВАЗ» производит двигатели и трансмиссии для ВАЗ-1111 ("Ока"), которые собираются на «КамАЗе» и Серпуховском автозаводе. Производятся также сборочные комплекты для автосборочных производств в Сызрани (АО «РосЛада»), на Украине (Луцкий автомобильный завод), за рубежом.

    Показатели инвестиционной привлекательности эмитента

    Наименование показателя

    1996г.

    1997г.

    1998г.

    1999г.

    Выручка от реализации, тыс. руб. (тыс.$)

    19906238 (3905481)

    23697167 (4111236)

    26255183 (2811047)

    47999146 (1972635)

    Чистая прибыль, тыс. руб. (тыс.$)

    760890 (149282)

    2234042 (387585)

    3335359 (357105)

    1686583 (69314)

    EPS, руб. ($)

    23.685 (4.647)

    69.543 (12.065)

    103.825 (11.116)

    52.501 (2.158)

    ROS – рентабельность продукции

    0.128

    0.190

    0.146

    0.199

    Наименование показателя

    01.05.1997

    01.05.1998

    01.05.1999

    22.07.2000

    Рыночная цена обыкновенной акции, руб. ($)

    21,82 (3.80)

    62,09 (10.16)

    20,54 (0.85)

    48,37 (1.75)

    P/E – ratio

    0.921

    0.893

    0.198

    0,921

    Выручка от реализации/Капитализация

    30.621

    12.983

    44.177

    34.693

    Dividend yield,, %

    0

    0

    0

    0

    Payout Ratio, %

    0

    0

    0

    0

    Количество акций: всего - 32124964, в т.ч.
    Обыкнвенные - 27194624, привилегированные - 4930340.
    Номинальная стоимость акции: 500.0 руб.
    Уставный капитал: 16062,482 тыс. рублей.
    Капитализация: 1383.541млн. рублей ($ 50.056 млн.)

    Краткая характеристика компании

    ОАО «АвтоВАЗ» является крупнейшим машиностроительным предприятием России, производящим почти три

    четверти выпускаемых в стране легковых автомобилей. Удельный вес продукции АО «АвтоВАЗ» в общем объеме производства легковых автомобилей в России составил по итогам 1999 года 72,95%, а в производстве легковых автомобилей малого класса его доля превышает 90%.

    Предприятие работает с высоким уровнем загрузки производственных мощностей, рассчитанных на выпуск до 750 тыс. легковых автомобилей в год. На протяжении последних 10 лет только дважды годовой объем выпуска автомобилей опускался ниже 600 тыс. В 1999г. произведено около 678 тыс. автомобилей, примерно такой же объем производства ожидается в 2000г. В 1-м полугодии 2000г. отмечен рост производства на 4,8% по отношению к аналогичному периоду 1999г.

    Финансовое положение АО «АвтоВАЗ» является крайне неудовлетворительным. Значительную роль в этом сыграло неэффективное управление в период 1993-97гг. и коррупция при сбыте автомобилей. Главная проблема – накопленные долги перед госбюджетом. В 1997г. принято решение о реструктуризации задолженности перед госбюджетом, в соответствии с которым при нарушении «АвтоВАЗом» графика платежей будет произведено 2-кратное увеличение уставного капитала предприятия путем выпуска дополнительных акций и их продажи на аукционе.

    Ряд предпринимаемых в последние 2-3 года мер (перестройка системы сбыта автомобилей, децентрализация производства, ориентация на увеличение экспорта с 2000г., реформирование производственно-хозяйственной структуры) способны повысить эффективность деятельности «АвтоВАЗа» и способствовать улучшению его положения. Однако неясно, может ли реформирование производственно-хозяйственной структуры привести в долгосрочной перспективе к реорганизации предприятия и в какой мере при этом будут соблюдены интересы акционеров.

    В апреле-июле 2000г. со стороны МНС и ФСНП РФ против «АвтоВАЗа» выдвинуты обвинения в уклонении от уплаты налогов в 1996-97гг. и требование уплатить в госбюджет около 12 млрд.руб. недоплаченных налогов с начисленными штрафными санкциями. Обоснованность предъявленных требований проблематична, но в случае, если решение суда подтвердит необходимость их выполнения, продажа контрольного пакета акций станет реальной.

    Акции ОАО «АвтоВАЗ» являются низколиквидными и чрезвычайно низко оцененными. Это имеет объективные причины (сложное финансовое положение, рост убытков, неурегулированность взаимоотношений с налоговыми органами, неясность долгосрочных планов реорганизации). Однако предъявленные налоговыми органами в апреле-июле 2000г. требования по уплате налогов являются спорными, а результаты деятельности в 1999г. показывают, что «АвтоВАЗ» способен при урегулировании финансовых проблем прошлых лет добиться улучшения своего положения.

    Материал подготовлен на основе аналитических записок ИК «АВК» .
    Автор Виноградов Александр, аналитический отдел ИК «АВК».