Автомобиль в петербургском Интернете
В Интернете действительно, хотя и виртуально, есть все. В сети можно найти информацию буквально по всем вопросам, ну и, конечно, об автомобилях. Петербургском раздел автомобильного Интернета тоже не пуст. Однако Петербург – вторая, северная и культурная столица России, все таки является не только финансовой, но и виртуальной провинцией.
По данным Российского общественного центра информационных технологий всего в России более 1,5 миллионов пользователей сети, что составляет более 1% всего населения. Из этой аудитории, по данным компании “Той Опинион”, пятая часть – 310 тысяч человек, приходится на Петербург. Из них 200 тысяч пользователей имеют возможность входить в Интернет через компьютер по месту своей работы, а 110 тысяч подключены через домашний компьютер. Более 70% пользователей – это мужчины с достаточно высоким уровнем образования и доходов, а значит, как правило, автомобилисты. В тоже время, судя по базе данных по автомобильному бизнесу Санкт-Петербурга, из 2200 фирм только 150, то есть менее 8%, имеют свои адреса и ресурсы в сети. Работают, да и то кое-как, меньше десяти автомобильных Итернет - конференций.
В прочем, аналогичная картина характерна и для петербургского бизнеса в целом. По данным Международного центра социально-экономических исследований “Леонтьевский центр” только 8% петербургских компаний имеют свои странички в Интернете. При этом наиболее популярен Интернет у фирм и организаций, работающих в сфере науки и научного обслуживания и рыночной инфраструктуры.
Но дело даже не в том, что приведенные цифры слишком малы для такого мегаполиса. Проблема в другом. Петербургский автомобильный, да и не только автомобильный, Интернет пока ограничивается в основном использованием рекламных возможностей сети. Проекты в области виртуального маркетинга, систем электронных заказов и электронной торговли можно пересчитать по пальцам одной руки. А ведь в России, по оценкам специалистов, действуют уже около 100 Интернет - магазинов, из них половина – в Москве. В Санкт-Петербурге их буквально единицы, а в автомобильном разделе нет ни одного. Даже самые продвинутые фирмы не идут дальше разработки системы электронных заказов.
Для развития электронной коммерции и других Интернет - технологий в Санкт-Петербурге пока практически нет ни расчетных систем, ни программных продуктов, ни специалистов. Именно отставание петербургского Интернета в развитии электронной коммерции дает основание называть наш раздел всемирной сети виртуальной провинцией. Однако в рыночной экономике ничего не делается просто так, все имеет свои причины и свою цену. И если автобизнес пока пренебрегает возможностями Интернета, значит ему и так неплохо живется. Видимо, развитая сеть традиционных рекламных и информационных автомобильных изданий пока успешно справляется со своими задачами.
Однако всегда надо помнить, что кто не успел, тот опоздал. За рубежом электронная коммерция уже успела снять сливки во время повального интереса потребителей к этой новинке и имеет ресурсы для дальнейшего развития. А специалисты уже предрекают скорую смерть чистым Интернет - магазинам и видят будущее в разумном сочетании традиционной торговли с электронной. Так что если наши автомобильные торговые компании именно сейчас серьезно займутся развитием электронной коммерции, то вполне могут оказаться в передовиках и превратить Петербург из виртуальной провинции в столицу автомобильной электронной коммерции.
Николай Демидов