С калькулятором по авторынку
Предыдущие публикации по результатам расчета цены километра вызвали отклики читателей. Читатели в основном недоумевали и не могли узнать за приведенными цифрами себя, любимого. Поэтому прежде чем продолжить наше путешествие с калькулятором по авторынку пришлось вспомнить Карнеги и для того, чтобы понравиться людям, заняться не абстрактным индексом цены километра, а конкретными проблемами конкретных людей.
Сложность вопроса в том, что людей и автомобилей много и проблемы, которые их интересуют, очень разные. Пришлось призвать на помощь маркетинг и разделить автомобилистов в зависимости от стиля эксплуатации автомобиля. Оставив за скобками дачный стиль эксплуатации (летние выезды на дачу с пробегом до 5000 километров в год) и VIP – стиль (эксплуатация новой иномарки с дилерским сервисом и оригинальными запчастями), сконцентрируем внимание на самом массовом и рациональном стиле эксплуатации, который можно назвать бизнес – стилем. При таком стиле автомобиль должен служить безотказно и у владельца для этого есть средства. Четвертый, тоже достаточно массовый стиль эксплуатации – экономичный, целью которого являются минимальные затраты на сохранение подвижности автомобиля, рассмотрим позже.
Основной проблемой автомобилистов бизнес – стиля на сегодня является выбор между новым отечественным легковым автомобилем и подержанной иномаркой. После консультации с экспертами по вторичному рынку для сравнительного расчета были выбраны две модели иномарок: Golf III 1,4 1995 года с пробегом 100000 километров по цене 6000 долларов и Ford Escort 1,4i 1995 года с аналогичным пробегом по средней цене 5500 долларов. А в качестве отечественной альтернативы выбран ВАЗ 21093. При расчете учитывались предпочтения автомобилистов бизнес – стиля – не дилерский, но специализированный сервис, не оригинальные, но качественные запчасти и эксплуатационные материалы. Результаты расчета представлены на диаграмме.
Как видно из полученных данных, километр пробега на иномарке дороже отечественного одноклассника в среднем на один рубль или почти на 50%. Анализ расходов по составляющим показал, что эксплуатационные расходы для этих автомобилей практически одинаковы и составляют 1,25 – 1,30 рублей на километр, а разница в цене километра получается в основном за счет различий в ценах на автомобили и их ресурсах. При этом различия в затратах на запчасти (для иномарок запчасти на 10 копеек на километр дороже) компенсируются затратами на ремонт ( для отечественного автомобиля на 10 копеек дороже из-за более низкой надежности).
Для тех, кому не нравится расчет затрат на километр пробега, можно предложить американизм – средние затраты на эксплуатацию автомобиля в день. Американцы свою поговорку “время – деньги” понимают буквально и применяют практически во всех сферах жизни. По имеющейся информации в США в среднем эксплуатация легкового автомобиля обходится в 10 долларов в день без учета выплат процентов по кредиту.
Для условий Санкт-Петербурга годовые затраты на эксплуатацию ВАЗ 21093 при расчетном пробеге 25000 километров в год составляет 52300 рублей, 143 рубля или почти 5 долларов в день. Для рассчитываемых иномарок средние затраты составляют соответственно 7,2 и 7,1 доллара в день. Эх, нам бы еще и американскую зарплату.И последнее. Для того, чтобы хоть как-то соразмерить расчеты с реальным опытом конкретного человека, приведем данные, собранные за год знакомым владельцем ВАЗ 21093. На автомобиль 1995 года выпуска с суммарным пробегом 66 тысяч километров за прошедший год при пробеге в 27 тысяч километров было истрачено 30970 рублей без учета затрат на сборы и хранение. Из них 23200 рублей потрачено на бензин, 1300 рублей на две замены масел, 4900 рублей на четыре покрышки и два новых диска. Тормозные колодки, фильтры и запчасти для ремонта обошлись в 800 рублей. Замена масел, колодок, диагностика, регулировка развала – схождения и ремонт помпы в сервисе стоили в сумме 700 рублей. В результате километр пробега обошелся в 1,14 рублей без учета амортизации и хранения. Расчетные эксплуатационные расходы без учета хранения составляют 1,18 рублей на километр.
Разумеется, столь близкие результаты не более чем совпадение. Знакомый владелец побаловал в этом году свой автомобиль, купив две новые импортные покрышки, что методикой расчета не предусмотрено, зато сам регулировал карбюратор. Однако такой результат приятен автору и дает ему хотя бы моральное право на продолжение прогулок по авторынку с ЦК-калькулятором.
Николай Демидов