“Автогражданка” выходит на старт
Все ближе дата старта Закона об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Поэтапное введение Закона начнется с января 2002 года. А значит самое время автомобильной общественности проверить готовность страховых компаний к обслуживанию обязанных страховаться автомобилистов.
На первый взгляд все выглядит вполне благополучно. Добровольное страхование гражданской ответственности входит в перечень услуг практически всех страховых компаний. Продавцы отечественных автомобилей выдают покупателям такой страховой полис на 20 – 30 тысяч рублей в качестве бонуса, а дилеры иномарок при продаже автомобилей в кредит или лизинг требуют страховку как обязательное условие продажи. Состоятельные автовладельцы уже давно привыкли не только к страхованию гражданской ответственности, но и к полному автокаско. Инвестиционные компании засучивают рукава в надежде поуправлять денежным потоком с оборотом около 1 млрд. долларов в год. Бедняки вздыхают и начинают придумывать сокращенное название этому довольно тяжеловесному словесному обороту. А в России это верный признак того, что “автогражданка” начинает входить в жизнь общества.
Трудно спорить с очевидными достоинствами обязательного страхования гражданской ответственности, с условиями которого большинство автомобилистов уже знакомы, в том числе и по публикациям нашего издания. Условия страхового договора дисциплинируют водителей, будут способствовать повышению уровня технического состояния автомобильного парка, ибо не каждое ДТП становится страховым случаем. Усилия страховых компаний помогут быстрей ликвидировать наиболее вопиющие недоработки служб, отвечающих за состояние дорог и управление движением, на которые будут переводится убытки от компенсационных выплат.
Однако большинство автомобилистов продолжают терзать смутные сомнения. И для этого тоже есть все основания. В частности, пропускная способность пожалуй самого подготовленного и специально оборудованного для работы с физическими лицами офиса компании “РОСНО” – всего 200 человек в день. А ведь речь идет о миллионе автомобилей. Даже в добровольном режиме выплаты по автострахованию в Санкт-Петербурге составляют до 75% от суммы страховых взносов, что делает добровольное страхование гражданской ответственности планово убыточным. При обязательном страховании дефицит средств на выплаты может стать просто неминуем. А как впишется в этот процесс муниципальный транспорт с его донельзя изношенным подвижным составом одному богу известно.
Регулировать процесс на стадии оформления первичных документов будут доблестные инспекторы ГИБДД, а службы аварийных комиссаров в страховых компаниях за редким исключением маломощны и все вместе могут обслужить 10-12 ДТП из сотни регистрируемых в день. Пока еще у аварийных комиссаров нет даже официального статуса и их отношения с инспекторами ничем не регламентированы.
Страховые компании уже успели столкнуться и со страховым мошенничеством и пока действенных мер не предложено. Все надежды возлагаются в основном на собственные службы безопасности, однако дел такого рода в судах буквально единицы. Обязательное страхование – дело массовое, поэтому и мошенничество может принять массовый характер. Опыт мошенничества с возвратам лжеэкспортерам НДС наглядно подтверждает такую возможность. Хорошо, что по новому Закону все компании будут обязаны информировать Федеральный автотранспортный страховой фонд о своих договорах по автострахованию, что дает возможность создать своеобразный “черный список”.
Однако залезть на елку и не уколоться все равно не получиться. В отличии от обязательного медицинского страхования, не к старости и болезни будь помянуто, страхование гражданской ответственности ориентируется в основном не на бюджетные средства. В наших российских условиях это многое облегчает. И если наладить нормальный учет и контроль, то к 2005 году российские автомобилисты, как и их коллеги в других странах, не сядут за руль без страхового полиса не из страха наказания, а просто для того, чтобы быть как все.
Николай Демидов