Тюнинг поневоле
Малотоннажный грузовик ГАЗ-3302 “Газель” – одна из самых больших удач российского автопрома, занимает более 50% российского рынка грузовиков. Серийное производство “Газелей” началось в 1994 году, когда спрос на автомобили этого класса был колоссальный и они раскупались мгновенно, хотя его недостатки уже тогда не были для специалистов секретом. Если согласиться с утверждением, что недостатки есть продолжения достоинств, то именно достоинства “Газели” – простота, дешевизна и агрегатная преемственность, породили и ее главные недостатки. На начальном этапе бизнес мирился с этими недостатками. Однако постепенно опыт эксплуатации позволил выработать ряд мероприятий, которые теперь в разных вариантах предлагаются как своеобразный тюнинг по неволе.
Двигатели Заволжского моторного завода серии 402 уже давно морально устарели. Форсированный вариант ЗМЗ 4026.10 со степенью сжатия 8.2 и бензином А-92 склонен к детонации. Для борьбы с этим недугом приходиться снижать степень сжатия обработкой камеры сгорания, устанавливать октан-корректор, менять настройку вакуумного регулятора угла опережения зажигания. Для снижения расхода топлива этого прожорливого мотора меняют штатный карбюратор на доработанный карбюратор от ВАЗа или заменяют на оригинальные диффузоры штатного К-151. Для новых 16-клапанных двигателей с микропроцессорной системой зажигания серии ЗМЗ 406 определенные проблемы возникают с надежностью датчиков, работой гидрокомпенсаторов в приводе клапанов. Здесь может выручить переход на импортные аналоги.
Слабым местом “Газели” является система охлаждения двигателя, склонная к перегреву. Причин для этого несколько. Можно отметить и низкую эффективность однорядного радиатора, и плохую компоновка подкапотного пространства с точки зрения организации воздушного потока, и склонность круга циркуляции охлаждающей жидкости к образованию паровых пробок. Для преодоления этого недуга меняют кожух вентилятора, для двигателей с электровентилятором устанавливают датчик температуры с более низким порогом срабатывания или делают кнопку принудительного включения вентилятора, устанавливают электровентилятор взамен недостаточно надежного ременного привода.
Не оставлена без внимания и ходовая часть. Для усиления подвески добавляют рессорные листы, устанавливают более эффективные газовые амортизаторы, более жесткий стабилизатор поперечной устойчивости.
Все эти работы выполняются пока в автосервисе в порядке доработки автомобиля при его текущем ремонте, а иногда и в порядке предпродажной подготовки. Такой тюнинг по неволе вполне может стать основой для модернизации “Газели”, до которой пока руки у автозавода не доходят. Да и зачем, если эти грузовики и так пока идут как горячие пирожки на культмассовых мероприятиях.
Однако такой подход автозавода к качественным показателям своей продукции не всегда хорош. Примером такого рода ошибки являются микроавтобусы на базе фургона на шасси “Газели”, который был задним числом признан непригодным для пассажирских перевозок. Пришлось пойти на половинчатое решение, допустив к эксплуатации автобусы с минимальными переделками: написали на одном из стекол “аварийный выход” и позволили таким микроавтобусам вновь выйти на маршруты до выработки ресурса. Автозавод в дальнейшем должен учитывать, что потребитель становится все более разборчив может не захотеть оплачивать такой вынужденный тюнинт.
Николай Демидов