Aвтошкола. «Подснежники» и другие особенности весеннего поведения
Смена сезонов — едва ли не самый сложный момент для
водителей. Нужно менять устоявшиеся привычки, ведь меняется не только
состояние дороги, но и люди, по ней ездящие. О некоторых важных аспектах
весенней езды мы и поговорим.
Разгоняться не спешим
Температура
растёт, дорога становится суше, хочется притопить. Прямо подмывает!
Но спешить не стоит. Сейчас, включив на максимум внимание
и осторожность, с высокими скоростями лучше обождать.
И вот почему: мы все одинаково хотим ездить быстро и все
одинаково к этому не готовы. За зиму мы совершенно
отвыкли от высоких скоростей, резких манёвров, разгонов
и торможений, а посему, порой совершенно не способны
к быстрому восприятию стремительно развивающейся ситуации
и принятию адекватного решения. Реакции автомобиля и его поведение
на сухом покрытии на высоких скоростях и в предельных режимах тоже
подзабыты. К тому же ещё не «переобутые» зимние шины
(особенно шипованные) — не лучший вариант для быстрой езды по асфальту.
Как быть? Увеличивать скорость, наращивать темп и привыкать к «летнему
стилю» вождения нужно постепенно, при этом не забывать
выдерживать безопасные интервалы. И ещё, весной, как правило,
обостряются психические заболевания, многие даже здоровые люди, в том
числе и водители, могут быть легкораздражимыми. Помните об этом — будьте
на дороге спокойны, благоразумны и терпимы.
Шины. Плюс пять-семь
Едва ли не самый важный вопрос — когда менять зимние шины на летние?
Очевидным кажется, что это нужно делать, когда асфальт освободится ото
льда, но на самом деле всё несколько иначе. Все дело в том, что летние
резиновые смеси при низких температурах теряют эластичность, образно
говоря, «дубеют», и потому не могут обеспечить должного сцепления. Но и
ездить по жаре на зимних шинах не стоит — при высокой температуре зимняя
резина становится мягкой, быстро изнашивается и заметно теряет сцепные
свойства. Однако не следует слишком рано «переобуваться» из-за боязни
износа, вдруг будет резкое похолодание? Разумеется, гололёд лучше
встретить во всеоружии. Шинники советуют менять зимнюю резину на летнюю
тогда, когда среднесуточная температура достигнет +5o — +7oС.
Также учтите, что дороги после зимы часто в ужасном состоянии,
и если у вашей летней резины профиль ниже, чем у зимней,
шансов её повредить (а заодно и диск) больше. Иногда лучше
подождать, когда асфальт «подлатают».
Гололёд. Коварные тени
Ещё
одна неприятность поджидает водителей весной из-за частых переходов
температуры через «ноль». Ночью температура опускается ниже «нуля», все
подмерзает, а днем на солнышке начинает таять, и по асфальту бегут
ручьи. Все вроде бы хорошо, но в тени эти ручейки вновь замерзают,
превращая дорогу в каток, поскользнуться на котором элементарно.
Ситуация усугубляется тем, что при въезде со света в тень водителю часто
трудно разглядеть дорогу. Поэтому в подобных местах нужно быть заранее
готовым к сюрпризам. Если вы попали в такую ситуацию, постарайтесь
придерживаться такой тактики управления, которая позволит вам
маневрировать и тормозить на асфальте безо льда, а обледеневшие участки
проходить как можно равномернее и прямолинейнее, без резких манёвров.
«Подснежники»
Ещё
одна порция неожиданностей может исходить от «подснежников» —
водителей, которые ездят только в теплое время года, а зимой ставят
машину на прикол. Изрядная часть так называемых «подснежников» —
дачники, при этом не совсем молодые. Чем старше люди, тем им труднее
управлять автомобилем — здоровье ухудшается, время реакции
увеличивается, зрение «падает». За зиму «подснежники» изрядно утрачивают
навыки вождения. Стоит ли говорить, как им сложно вновь «приходить в
форму». Они запросто могут что-нибудь «не заметить», забыть
включить/выключить «поворотник» или совершить неожиданный для окружающих
маневр. Вычислить таких водителей в потоке не так и сложно: их езда
неуверенна и довольно нелогична. Примерно как у «пилотов», болтающих по
мобильному телефону. От тех и других лучше держаться подальше и быть
предельно внимательными, когда они рядом. Большая часть так называемых
«подснежников» ездит на неновых недорогих автомобилях. Часто исправность
последних тоже вызывает много вопросов: неисправные тормоза (например,
из-за «закисших» за зиму тормозных цилиндров), неадекватно работающая
или вовсе недействующая светотехника — обычное дело.
Рекомендации: — будьте предельно внимательны и осторожны; — не становитесь
за «подснежниками» близко на подъеме, при трогании они могут
изрядно откатиться назад и повредить ваш автомобиль; — при
параллельном движении с ними постарайтесь не находиться в их «мертвых
зонах». Лучше держитесь чуть спереди, чтобы вас было хорошо видно через
боковое окно. Увы, но «подснежники» часто могут вовсе не пользоваться
зеркалами заднего вида и совершенно не проверять «мертвые зоны».
Обгоняете типичного «подснежника», обозначьте себя, коротко посигналив,
не убудет;
— «подснежнику» нужно больше времени на принятие
решения. Он, скорее всего, будет медленнее разгоняться и маневрировать в
потоке. Если спешите, постарайтесь сохранять самообладание. Не
нервничайте сами, будьте снисходительны, ни в коем случае не подгоняйте и
не «давите» на зазевавшегося «дедушку». Суматоха только ухудшит
ситуацию и психологическое состояние. Легче и безопаснее от этого никому
не станет. Человеку (подчас пожилому), который долго не сидел за рулём,
нужно просто содействие и время для адаптации. Вряд ли ему будет
приятно слышать и видеть в свой адрес подгоняющие сигналы от «повисшего»
на хвосте «гонщика». Спокойствие, понимание, терпение и содействие —
лучшие помощники в дороге.
— если вы или ваши близкие
(отцы, мамы, дедушки, бабушки или кто у вас?) долго не сидели
за рулём, «повесьте» хотя бы на пару-тройку недель
на «корму» стикер «начинающий водитель». Законодательство этого
не требует, но окружающим по жёлтому квадрату
с чёрным восклицательным знаком будет проще идентифицировать
растерявшего опыт водителя.
«Новички»
Многие из тех, кто закончил за зиму автошколу
и получил права, сейчас покупают свой первый автомобиль.
Те из них, кто уже имел опыт вождения зимой, с сухим
асфальтом и проблемой увеличения интенсивности движения встречаются
впервые. Помним об этом и не гоняем.
«Шумахеры»
Ещё одна категория водителей, активизирующихся в теплое время
года, пожалуй, самая опасная. Зимой они ездят относительно спокойно,
понятное дело — скользко и страшно. А летом начинают гонять,
как безумные. Вычислить их в потоке сложнее, потому что они
обычно прилетают из-за спины со страшной скоростью, перестраиваются
в миллиметрах от других машин, подрезают и всячески
стремятся убить себя и окружающих. Поскольку скорость у них
обычно очень высокая, их усилия часто не пропадают даром.
Поэтому смотрим в зеркала и вообще вокруг предельно
внимательно. При появлении «шумахера» стараемся не создавать ему
препятствий и оставляем побольше пространства — пусть, прежде
чем разбить свою машину, он отъедет от вас как можно дальше. Придерживаемся правила «Трёх Д» — Дай Дорогу Дураку (Другому) и всегда сохраняем спокойствие. Наша задача безопасно доехать до пункта назначения, а не отвоёвывать место в потоке.
Мотоциклисты и велосипедисты
Как только станет тепло, они сразу же появятся на дорогах в больших
количествах. Мотоциклы очень быстры и ездят между рядами. Поэтому
предельное внимание нужно уделять задней полусфере не только при
перестроениях из ряда в ряд, но даже при небольших боковых смещениях в
пределах своего ряда. Лучше контролировать обстановку сзади не только по
зеркалам, но и оглядываться перед маневрами, поскольку мотоциклисты и
велосипедисты легко «теряются» в мертвых зонах. Велосипедисты и
скутеристы, в отличие от мотоциклистов, ездят медленнее потока. Поэтому,
если вы решите обогнать кого-то справа по обочине (чего делать нельзя),
вы запросто можете переехать медленного двухколесного участника
движения, который мирно двигался по своим делам. Вам оно надо?
Рецепт
для мотоциклистов тоже прост — не стоит гонять сразу после зимовки. За
зиму и водители, и пешеходы отвыкли от мысли, что вы можете внезапно
появиться откуда-то сзади или сбоку. Да и вам восстановить навыки после
многомесячного перерыва тоже не помешает.

Пешеходы
Хороший пешеход — живой пешеход! Рекомендации простые — ушки на
макушке, внимание и осторожность на максимум. И, главное, никуда не
спешим! Даже если переходите дорогу на «зелёный», перед пересечением
проезжей части останавливаемся, смотрим по сторонам пристально и далеко —
ведь скорости автомобилей с увеличением температуры растут, а значит,
времени на принятие решения у вас и водителя должно быть больше. Помним
также о «подснежниках», неопытных автомобилистах и мотоциклистах. И ещё
одна очень простая и важная мысль: все водители — по умолчанию пешеходы.
Так что, друзья, давайте уважать и беречь друг друга.
Дети!!!
С потеплением дети все больше времени проводят на улице.
С мячиками, самокатами, великами и роликовыми коньками. Даже
без спортивных снарядов малыши в лёгких одеждах более подвижны (за зиму
мы все от этого отвыкли), поэтому водителям нужно быть предельно
внимательным вблизи жилых домов, дворов и игровых площадок —
увлеченный игрой ребенок может появиться перед носом буквально
из ниоткуда. Рецепт простой: скорость снижаем, внимание повышаем.
Своих детей инструктируем и всегда держим в поле зрения. В общем, здесь
для водителей тоже справедливо «Правило трёх Д» — Дай Дорогу Детям.
Сергей Овчинников, Леонид Климанович, Виталий Кабышев Фото: Виталий Кабышев и Авто@Mail.Ru
вернуться к списку статей
|